В статье представлены дифференциальная диагностика форм афазии, а также дифференциальная диагностика афазии по степеням тяжести.
Динамическая | Эфферентная моторная | Афферентная моторная | Акустоко-гностическая | Акустико-мнестическая | Семантическая |
Очаг поражения | |||||
45,46,47,9,10 поля – префронтальная лобная область | 44 поле – зона Брока | Нижние отделы 1 и 2 полей, 40 поле | 22 и 42 поля | 21 поле | Зона ТПО, место стыка 37,39 и 40 поля |
Центральный механизм | |||||
Нарушение предикативности, утрата способности к планированию и порождению речевого высказывания | Патологическая инертность при порождении звуковой и слоговой структуры слов из-за нарушения смены иннервации мышц речевого аппарата | Нарушение одновременного пространственно-кинестетического анализа и синтеза положений и движения органов артикуляции | Нарушение акустического анализа и синтеза слов. | 1. Снижение объема слухоречевой памяти (1-2 единицы) 2. Снижение объема слухового внимания 3. Распад зрительно-предметных образов | Нарушение одновременного симультанного (пространственного) восприятия и анализа последовательно поступающей речевой информации |
Центральный дефект | |||||
Невозможность самостоятельного построения элементарного высказывания | Невозможность своевременно плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, что проявляется персеверациями звуков и слогов | потеря способности выбирать нужную артикуляторную позу из ряда сходных-множественные литеральные парафазии - замены звуков по способу и месту образования. | распад фонематического слуха (слухо-речевая агнозия) - трудности понимания родной речи. | 1. Потеря памяти на слова 2. Трудности повторения речи 3. Снижение понимания обращенной речи | Снижение понимания логико-грамматических конструкций и распад семантических полей значений слов – трудности актуализации всех семантических полей |
Психические функции | |||||
Нарушение эмоционально-волевой сферы. Снижение общей психической активности. Инертность психических процессов. Снижена концентрация внимания. У некоторых полевое поведение. Не могут удерживать внимание на речи, низкая речевая активность, но они пытаются идти на контакт. | Снижение речевой и психической активности, инертность мыслительных процессов, эмоциональная лабильность, инактивность. | Самоконтроль отсутствует. Эмоциональная лабильность, очень ранимы. | Нарушена критика (отсутствует или снижена). Расторможенность в общем и вербальном поведении, логорея, эйфоричность | Сохранна критика. Общая расторможенность в поведении, перепады настроения. Страдает работоспособность. | Сохранна критика и работоспособность. Неуравновешенные, бурные эмоциональные реакции, нестабильные. |
Оральный и артикуляционный праксис | |||||
Сохранны оральный и артикуляционный праксис. | Оральная и кинетическая апраксия. Справляются с воспроизведением отдельных поз, но затрудняются при необходимости перейти к следующей. Возникают застревания на отдельных элементах действий, поиски поз. | Оральная и артикуляционная кинестетическая апраксия. Наблюдаются поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Не могут повторить даже отдельные звуки. | Сохранны оральный и артикуляционный праксис. | ||
Синтагматическая и парадигматическая организация речи | |||||
Распадается синтагматическая организация речи: трудность соединения слов в предложения, предложений в тексты. | Распадается синтагматическая организация речи: трудность соединения звуков в слоги и слова. | Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора артикулем. | Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора фонем. | Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора лексем. | Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора морфем. |
Понимание речи | |||||
Понимают речь неполностью вследствие истощения внимания. Элементы «полевого поведения». Лучше понимают простой ситуативный диалог. Лучше понимают предметную лексику, чем глагольную. Понимание ухудшается при грамматически сложно построенной и быстрой речи. Потеря чувства языка. | Ситуативная речь понимается. Трудности из-за инертности слухового внимания. Неполное понимание грамматически сложных и длинных фраз, быстрой речи. Снижение понимания многозначных слов, метафор. | Снижается из-за распада кинететического контроля. Постепенно понимание улучшается. Тяжелы для понимания логико-грамматические конструкции. Иногда отчуждение смысла слова. | Первично нарушается импрессивная речь. Понимание ограничено. Отчуждение смысла слова. Понимают ситуативную речь. | Первично нарушается импрессивная речь. Понимание зависит от зрительного контекста. Не понимают словарные парадигмы, длинные фразы. Лучше понимают глаголы, существительные с абстрактным значением, обобщающие понятия. Тяжело понимание длинных фраз из-за внимания и памяти. | Первично нарушается импрессивная речь. Понимают простые по синтаксису фразы. Проблемы с пониманием логико-грамматических конструкций: СПП; конструкции, выражающие пространственные и временные отношения; конструкции родительного падежа; атрибутивные конструкции творительного падежа; конструкции с двойным отрицанием; инвертивные конструкции; не понимают географические карты (что южнее?) |
Лексическая сторона речи (активный словарь) | |||||
Первично нарушается экспрессивная речь. Сохранна лексика частотных предметов, обобщающих слов. Мало служебных частей речи. Лучше понимают предметную лексику, чем глагольную. | Первично нарушается экспрессивная речь. Сохранно употребление частотных слов. Словарь представлен существительными, частотными глаголами в инфинитиве. | Первично нарушается экспрессивная речь. Автоматизированные речевые штампы. Словарь представлен бытовыми словами, простыми по звуковой структуре. При легкой степени употребляют и малочастотные слова и слова с переносным значением. | Литеральные и вербальные парафазии по акустическим признакам. Преобладают глаголы, междометия и другие служебные части речи. | Потеря памяти на слова. Плохо запоминает цепочки. Трудности актуализации слов. Замена слова по его функционалу, обобщающим понятием, существительного – местоимением. | Трудности понимания скрытого смысла. Сохранна фразовая речь. Трудности актуализации. Нет вербальный парафазий - не из чего выбирать. Синонимы, антонимы, аналогии – не доступно. Нет логико-грамматических конструкций. Присутствуют парафразы: достает слово через контекст или через слово-действие (тетрадь…это в школе…не книга…тетрадь) Частотная лексика |
Автоматизированная речь | |||||
Сохранна. Доступен счет, однако при обратном отмечаются застревания, персеверации, соскальзывание на прямой порядок. | Сохранны речевые автоматизмы: сопряженный и отраженный прямой счет (обратный недоступен), пение со словами. | При тяжелой степени из-за тяжелой кинестетической апраксии речевые автоматизмы отсутствуют. Иногда возможен сопряженный или отряженный счет, пение со словами. В менее грубых случаях речевые автоматизмы сохраняются. | Сохранны речевые автоматизмы | Сохранны речевые автоматизмы | Шаблонные фразы. |
Повторная речь | |||||
Характер эхолалии. Повторяемые слова не осмыслены. Персеверации предыдущих фрагментов речи. | Повторение слогов затруднено. Воспроизведение слова, как правило, не удается. | Сохранен повтор звуков, слогов, простых слов. | Крайне ограничена. Повторение хорошо знакомых слов. Литеральные парафазии при повторении слов, слогов, звуков. | Повторяют слова, короткие фразы. Не могут повторить ряды слов, звуков. | Сохранен повтор звуков, слогов, простых слов. |
Диалогическая речь | |||||
Практически отсутствует при грубой степени. Отвечают словами да/нет, междометиями. Отмечаются разговорные и профессиональные речевые штампы. Наиболее доступен ситуативный диалог. | Недоступна при грубой степени. При средней степени наиболее доступен ситуативный диалог, но отмечаются персеверации, эхолалии, использование текста вопроса для ответа. | При грубой степени отсутствует. Иногда возможны ответы «да» и «нет». При средней и легкой степенях сохранна, ответы носят стереотипный характер. | При грубой степени ограничена из-за трудностей понимания вопроса. При средней степени возможна, но ответы не информативны. | Теряют нить диалога. | Трудности актуализации слов. Выбирают слово через «контекст» или слово-действие. |
Составление фразы по картинке | |||||
При грубой степени не доступно. При легкой могут построить простую фразу. | При грубой степени не доступна. Частые пропуски действий. Множественные персеверации. При легкой степени составляют грамматически простые модели фраз. | При грубой степени не доступна. При средней степени составляют простые по синтаксису фразы. | При грубой степени заменяется словами или словосочетаниями. При легкой степени могут составить фразу по картинке. | Способны строить фразу (2-3 слова). Однообразный синтаксис | Трудности составления фраз по картинкам из-за сложностей актуализации слов. Шаблонные фразы. |
Пересказ | |||||
При грубой степени не доступен. При легкой встречаются отдельные аграмматизмы. | При грубой и легкой степени невозможен из-за множественных персевераций. При легкой степени трудности конструирования фраз. | При грубой степени невозможен. При средней и легкой степени возможен. В форме ответов на вопрос. Встречаются аграмматизмы. | При грубой степени невозможен. При легкой допускаются искажения. Присутствуют элементы логореи. | Улавливают смысл текста и передают его в одной фразе. | Могут пересказать текст, так как фразовая речь сохранна. Частотная лексика, трудности актуализации слов. |
Грамматическая сторона речи | |||||
Аграмматизм «телеграфный стиль»: хаотичная последовательность слов, глаголы в инфинитиве и часто последние в предложении. Аграмматизмы согласования слов. Невозможность построить связное высказывание. | Аграмматизм «телеграфный стиль». Аграмматизмы согласования слов. | Имеются аграмматизмы «согласования», трудности употребления предлогов. | Могут отличить грамматически искаженные конструкции от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий. Многочисленные аграмматизмы согласования. | Однообразный синтаксис. Используют словотворчество – уловка. | Шаблонные фразы, нет логико-грамматических конструкций |
Произносительная сторона речи | |||||
Сохранна произносительная сторона речи и слоговая структура. | Застревание на артикуляционной позе, инертность. Трудность включения в речь. Изолированые звуки повторяют свободно, однако задание воспроизвести серию звуков приводит к персеверациям звуков и слогов. | Неспособность выбрать артикуляционную позу из ряда сходных. Звуки заменяются по способу и месту образования. Сохранен фонематический слух. Искажения звуков | Распад фонематического слуха, не различает звуки по их акустическим характеристикам. При повторении и самостоятельной речи много звуковых искажений. | Сохранна, иногда единичные замены звуков. | Сохранна |
Просодическая сторона речи | |||||
Нарушена интонационная сторона речи: брадилалия, паузы между слогами и словами. Речь малоинтонированна. | Интонация бедная, однообразная. Имеются ошибки в ударениях. Медленный темп. | Темп нормальный, интонирование доступно, могут быть ошибки в ударении, дробление слогов со стечением согласных. | Темп несколько убыстрен, богата интонация, ошибки в ударении. Паузы внутри и между слов. | Сохранна | Сохранна |
Симптомы распада чтения | |||||
При грубой форме доступно чтение отдельных букв и простых слов. Чтение фраз с искажениями, персеверациями. При легкой степени застревание на отдельных фрагментах текста, пропуски слов и целых словосочетаний. Медленный темп, отсутствует интонация. Понимание больших текстов не совсем полное из-за недостаточности внимания. | При грубой степени чтение почти отсутствует, возможно чтение отдельных букв. Чтение слогов с персеверацией. При легкой степени доступно чтение фраз и тестов с множественными персеверациями. Медленный темп, отсутствует интонация. Понимание прочитанного текста не совсем полное. | При грубой степени чтение отсутствует, редко читают вслух имена близких. При средней степени литеральные паралексии. При легкой степени чтение сохранно. | При грубой форме чтение распадается полностью. При средней степени чтение вслух возможно, но с литературными и вербальными паралексиями. | Перестают различать зрительные образы букв, так как утрачивается память. Оптико-мнестическая алексия. Паузы или недифференцированные замены. Окалькулия (не дифференцирует фигуры, цифры) | Техническая сторона сохранна. Понимают, если нет логико-грамматических конструкций. Оптико-пространственная алексия. Зеркальное чтение. Окалькулия. |
Симптомы распада письма | |||||
Доступно самостоятельная запись и списывание отдельных букв и простых слов. Самостоятельное письмо не доступно. Письмо не слитное + печатными буквами. | Сохранна способность поставить подпись. Списывание по типу «рабского копирования». Невозможность писать под диктовку. Невозможен звукобуквенный анализ слова. Отсутствует самостоятельное письмо. При легкой степени страдает слитность письма. | Могут писать имя и фамилию. Доступно списывание. Звукобуквенный анализ полностью нарушен. При попытках письма многократно повторяет звук. | При грубой степени отсутствует. Могут писать имя и фамилию. Доступно списывание. | Оптико-мнестическая аграфия. Сохранна слитность письма. Почерк хороший. Хуже письмо под диктовку из-за памяти. Замены оптически сходных букв или недифференцированные замены. | Списывание доступно. Самостоятельное письмо: шаблонные фразы, однотипная лексика. Оптико-пространственная аграфия. Зеркальное письмо |
В зависимости от степени распада экспрессивной и импрессивной речи:
1. Грубая степень
2. Средняя степень
3. Тяжелая степень
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246