Дифференциальная диагностика форм афазии

В статье представлены дифференциальная диагностика форм афазии, а также дифференциальная диагностика афазии по степеням тяжести.

ДинамическаяЭфферентная моторнаяАфферентная моторнаяАкустоко-гностическаяАкустико-мнестическаяСемантическая
Очаг поражения
45,46,47,9,10 поля – префронтальная лобная область44 поле – зона БрокаНижние отделы 1 и 2 полей, 40 поле22 и 42 поля21 полеЗона ТПО, место стыка 37,39 и 40 поля
Центральный механизм
Нарушение предикативности, утрата способности к планированию и порождению речевого высказыванияПатологическая инертность при порождении звуковой и слоговой структуры слов из-за нарушения смены иннервации мышц речевого аппаратаНарушение одновременного пространственно-кинестетического анализа и синтеза положений и движения органов артикуляцииНарушение акустического анализа и синтеза слов.1. Снижение объема слухоречевой памяти (1-2 единицы)
2. Снижение объема слухового внимания
3. Распад зрительно-предметных образов
Нарушение одновременного симультанного (пространственного) восприятия и анализа последовательно поступающей речевой информации
Центральный дефект
Невозможность самостоятельного построения элементарного высказыванияНевозможность своевременно плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, что проявляется персеверациями звуков и слоговпотеря способности выбирать нужную артикуляторную позу из ряда сходных-множественные литеральные парафазии
- замены звуков по способу и месту образования.
распад фонематического слуха (слухо-речевая агнозия) -
трудности
понимания родной речи.
1. Потеря памяти на слова
2. Трудности повторения речи
3. Снижение понимания обращенной речи
Снижение понимания логико-грамматических конструкций и распад семантических полей значений слов – трудности актуализации всех семантических полей
Психические функции
Нарушение эмоционально-волевой сферы. Снижение общей психической активности. Инертность психических процессов. Снижена концентрация внимания. У некоторых полевое поведение. Не могут удерживать внимание на речи, низкая речевая активность, но они пытаются идти на контакт.Снижение речевой  и психической активности, инертность мыслительных процессов, эмоциональная лабильность, инактивность.Самоконтроль отсутствует. Эмоциональная лабильность, очень ранимы.Нарушена критика (отсутствует или снижена). Расторможенность в общем и вербальном поведении, логорея, эйфоричностьСохранна критика. Общая расторможенность в поведении, перепады настроения. Страдает работоспособность.Сохранна критика и работоспособность. Неуравновешенные, бурные эмоциональные реакции, нестабильные.
Оральный и артикуляционный праксис
Сохранны оральный и артикуляционный праксис.Оральная и кинетическая апраксия. Справляются с воспроизведением отдельных поз, но затрудняются при необходимости перейти к следующей. Возникают застревания на отдельных элементах действий, поиски поз.Оральная и артикуляционная кинестетическая апраксия. Наблюдаются поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Не могут повторить даже отдельные звуки.Сохранны оральный и артикуляционный праксис.
Синтагматическая и парадигматическая организация речи
Распадается синтагматическая организация речи: трудность соединения слов в предложения, предложений в тексты.Распадается синтагматическая организация речи: трудность соединения звуков в слоги и слова.Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора артикулем.Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора фонем.Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора лексем.Распадается парадигматическая организация речи: трудности выбора морфем.
Понимание речи
Понимают речь неполностью вследствие истощения внимания. Элементы «полевого поведения». Лучше понимают простой ситуативный диалог. Лучше понимают предметную лексику, чем глагольную. Понимание ухудшается при грамматически сложно построенной и быстрой речи. Потеря чувства языка.Ситуативная речь понимается. Трудности из-за инертности слухового внимания. Неполное понимание грамматически сложных и длинных фраз, быстрой речи. Снижение понимания многозначных слов, метафор.Снижается из-за распада кинететического контроля. Постепенно понимание улучшается. Тяжелы для понимания логико-грамматические конструкции. Иногда отчуждение смысла слова.Первично нарушается импрессивная речь.  Понимание ограничено. Отчуждение смысла слова. Понимают ситуативную речь.Первично нарушается импрессивная речь.  Понимание зависит от зрительного контекста. Не понимают словарные парадигмы, длинные фразы. Лучше понимают глаголы, существительные с абстрактным значением, обобщающие понятия. Тяжело понимание длинных фраз из-за внимания и памяти.Первично нарушается импрессивная речь.  Понимают простые по синтаксису фразы. Проблемы с пониманием логико-грамматических конструкций: СПП; конструкции, выражающие пространственные и временные отношения; конструкции родительного падежа; атрибутивные конструкции творительного падежа; конструкции с двойным отрицанием; инвертивные конструкции; не понимают географические карты (что южнее?)
Лексическая сторона речи (активный словарь)
Первично нарушается экспрессивная речь. Сохранна лексика частотных предметов, обобщающих слов. Мало служебных частей речи. Лучше понимают предметную лексику, чем глагольную.Первично нарушается экспрессивная речь. Сохранно употребление частотных слов. Словарь представлен существительными, частотными глаголами в инфинитиве.Первично нарушается экспрессивная речь. Автоматизированные речевые штампы. Словарь представлен бытовыми словами, простыми по звуковой структуре. При легкой степени употребляют и малочастотные слова и слова с переносным значением.Литеральные и вербальные парафазии по акустическим признакам. Преобладают глаголы, междометия и другие служебные части речи.Потеря памяти на слова. Плохо запоминает цепочки. Трудности актуализации слов. Замена слова по его функционалу, обобщающим понятием, существительного – местоимением.Трудности понимания скрытого смысла. Сохранна фразовая речь. Трудности актуализации. Нет вербальный парафазий -  не из чего выбирать. Синонимы, антонимы, аналогии – не доступно. Нет логико-грамматических конструкций. Присутствуют парафразы: достает слово через контекст или через слово-действие (тетрадь…это в школе…не книга…тетрадь) Частотная лексика
Автоматизированная речь
Сохранна. Доступен счет, однако при обратном отмечаются застревания, персеверации, соскальзывание на прямой порядок.Сохранны речевые автоматизмы: сопряженный и отраженный прямой счет (обратный недоступен), пение со словами.При тяжелой степени из-за тяжелой кинестетической апраксии речевые автоматизмы отсутствуют. Иногда возможен сопряженный или отряженный счет, пение со словами.
 В менее грубых случаях речевые автоматизмы сохраняются.
Сохранны речевые автоматизмыСохранны речевые автоматизмыШаблонные фразы.
Повторная речь
Характер эхолалии. Повторяемые слова не осмыслены. Персеверации предыдущих фрагментов речи.Повторение слогов затруднено. Воспроизведение слова, как правило, не удается.Сохранен повтор звуков, слогов, простых слов.Крайне ограничена. Повторение хорошо знакомых слов. Литеральные парафазии при повторении слов, слогов, звуков.Повторяют слова, короткие фразы. Не могут повторить ряды слов, звуков.Сохранен повтор звуков, слогов, простых слов.
Диалогическая речь
Практически отсутствует при грубой степени. Отвечают словами да/нет, междометиями. Отмечаются разговорные и профессиональные речевые штампы. Наиболее доступен ситуативный диалог.Недоступна при грубой степени. При средней степени наиболее доступен ситуативный диалог, но отмечаются персеверации, эхолалии, использование текста вопроса для ответа.При грубой степени отсутствует. Иногда возможны ответы «да» и «нет». При средней и легкой степенях сохранна, ответы носят стереотипный характер.При грубой степени ограничена из-за трудностей понимания вопроса. При средней степени возможна, но ответы не информативны.Теряют нить диалога.Трудности актуализации слов. Выбирают слово через «контекст» или слово-действие.
Составление фразы по картинке
При грубой степени не доступно. При легкой могут построить простую фразу.При грубой степени не доступна. Частые пропуски действий. Множественные персеверации. При легкой степени составляют грамматически простые модели фраз.При грубой степени не доступна. При средней степени составляют простые по синтаксису фразы.При грубой степени заменяется словами или словосочетаниями. При легкой степени могут составить фразу по картинке.Способны строить фразу (2-3 слова). Однообразный синтаксисТрудности составления фраз по картинкам из-за сложностей актуализации слов. Шаблонные фразы.
Пересказ
При грубой степени не доступен. При легкой встречаются отдельные аграмматизмы.При грубой и легкой степени невозможен из-за множественных персевераций. При легкой степени трудности конструирования фраз.При грубой степени невозможен. При средней и легкой степени возможен. В форме ответов на вопрос. Встречаются аграмматизмы.При грубой степени невозможен. При легкой допускаются искажения. Присутствуют элементы логореи.Улавливают смысл текста и передают его в одной фразе.Могут пересказать текст, так как фразовая речь сохранна. Частотная лексика, трудности актуализации слов.
Грамматическая сторона речи
Аграмматизм «телеграфный стиль»: хаотичная последовательность слов, глаголы в инфинитиве и часто последние в предложении. Аграмматизмы согласования слов. Невозможность построить связное высказывание.Аграмматизм «телеграфный стиль». Аграмматизмы согласования слов.Имеются аграмматизмы «согласования», трудности употребления предлогов.Могут отличить грамматически искаженные конструкции от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий. Многочисленные аграмматизмы согласования.Однообразный синтаксис. Используют словотворчество – уловка.Шаблонные фразы, нет логико-грамматических конструкций
Произносительная сторона речи
Сохранна произносительная сторона речи и слоговая структура.Застревание на артикуляционной позе, инертность. Трудность включения в речь. Изолированые звуки повторяют свободно, однако задание воспроизвести серию звуков приводит к персеверациям звуков и слогов.Неспособность выбрать артикуляционную позу из ряда сходных. Звуки заменяются по способу и месту образования. Сохранен фонематический слух. Искажения звуковРаспад фонематического слуха, не различает звуки по их акустическим характеристикам. При повторении и самостоятельной речи много звуковых искажений.Сохранна, иногда единичные замены звуков.Сохранна
Просодическая сторона речи
Нарушена интонационная сторона речи: брадилалия, паузы между слогами и словами. Речь малоинтонированна.Интонация бедная, однообразная. Имеются ошибки в ударениях.  Медленный темп.Темп нормальный, интонирование доступно, могут быть ошибки в ударении, дробление слогов со стечением согласных.Темп несколько убыстрен, богата интонация, ошибки в ударении. Паузы внутри и между слов.СохраннаСохранна
Симптомы распада чтения
При грубой форме доступно чтение отдельных букв и простых слов. Чтение фраз с искажениями, персеверациями. При легкой степени застревание на отдельных фрагментах текста, пропуски слов и целых словосочетаний. Медленный темп, отсутствует интонация. Понимание больших текстов не совсем полное из-за недостаточности внимания.При грубой степени чтение почти отсутствует, возможно чтение отдельных букв. Чтение слогов с персеверацией. При легкой степени доступно чтение фраз и тестов с множественными персеверациями. Медленный темп, отсутствует интонация. Понимание прочитанного текста не совсем полное.При грубой степени чтение отсутствует, редко читают вслух имена близких. При средней степени литеральные паралексии. При легкой степени чтение сохранно.При грубой форме чтение распадается полностью. При средней степени чтение вслух возможно, но с литературными и вербальными паралексиями.Перестают различать зрительные образы букв, так как утрачивается память. Оптико-мнестическая алексия. Паузы или недифференцированные замены. Окалькулия (не дифференцирует фигуры, цифры)Техническая сторона сохранна. Понимают, если нет логико-грамматических конструкций. Оптико-пространственная алексия. Зеркальное чтение. Окалькулия.
Симптомы распада письма
Доступно самостоятельная запись и списывание отдельных букв и простых слов. Самостоятельное письмо не доступно. Письмо не слитное + печатными буквами.Сохранна способность поставить подпись. Списывание по типу «рабского копирования». Невозможность писать под диктовку. Невозможен звукобуквенный анализ слова. Отсутствует самостоятельное письмо. При легкой степени страдает слитность письма. Могут писать имя и фамилию. Доступно списывание. Звукобуквенный анализ полностью нарушен. При попытках письма многократно повторяет звук.При грубой степени отсутствует. Могут писать имя и фамилию. Доступно списывание.Оптико-мнестическая аграфия. Сохранна слитность письма. Почерк хороший. Хуже письмо под диктовку из-за памяти. Замены оптически сходных букв или недифференцированные замены.Списывание доступно. Самостоятельное письмо: шаблонные фразы, однотипная лексика. Оптико-пространственная аграфия. Зеркальное письмо

Дифференциальная диагностика афазии по степеням тяжести

В зависимости от степени распада экспрессивной и импрессивной речи:
1. Грубая степень
2. Средняя степень
3. Тяжелая степень