В статье представлены дифференциальная диагностика форм алалии, а также дифференциальная диагностика алалии по степени выраженности нарушения языкового развития.
Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Механизм | |
Задержка и патологическое усвоение в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. | Грубое недоразвитие фонематического слуха, который является следствием угнетения замыкательной функции слухового анализатора. |
Локализация | |
Поражение височно-теменной области, включая зону Брока | Поражение височной области, преимущественно зоны Вернике |
Неврологическая симптоматика | |
Не выделяется грубых неврологических симптомов – легкая неврологическая симптоматика. | Большая степень выраженности неврологической симптоматики, чем при моторной форме. |
ВПФ | |
Не грубо нарушено развитие тех ВПФ, развитие которых детерминировано речью: словесно-логическое мышление, слухо-речевая память, слуховое внимание, слуховое восприятие. Мыслительные операции замедлены, требуется большее количество повторений, способны к абстрагированию. | Большая степень выраженности нарушений психических функций, чем при моторной форме. Грубо нарушено слуховое внимание. Часто встречается сенсорная агнозия. Гиперакузия. Избирательность восприятия. |
Эмоционально-волевая сфера | |
1) дети с устойчивой эмоционально-волевой сферой: спокойные, уравновешенные 2) дети с повышенной возбудимостью: суетливые, чрезмерно активные 3) дети с тормозимостью процессов: неуверенные, моторно скованные, с речевым негативизмом | Отмечаются нарушения личности, разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально -волевой сферы. В поведении отмечаются аутестические черты, гиперактивность |
Понимание речи | |
Относительно сохранно. Сохранно понимание бытовой лексики и несложных логико-грамматических конструкций. | Грубо нарушено понимание смысла речевого высказывания. Отмечается отчуждение смысла слов. |
Лексическая сторона речи (активный словарный запас) | |
Объем словаря меньше, чем у детей с нормой. Активный словарь значительно ниже пассивного: при тяжелой степени в 10 раз, при легкой в 2 раза. Проблемы при актуализации слов: пропуск слов или отсутствие; замены на основе семантического признака, замены по ситуативному признаку, замены на основе внешнего сходства, замены по функционалу предмета; замены слов на звукоподражание; замены на мимику и жесты; замены на ассемантичные слова (детские неологизмы, слова-бленды, аномальные слова) | Активный словарь неустойчив и значительно превышает пассивный. Вербальные замены отстраненные от смысла. |
Эхолалии | |
Отсутствуют | Присутствуют |
Грамматическая сторона речи | |
Множественные стойкие аграмматизмы. Синтаксические аграмматизмы: пропуск структурных элементов предложения, нарушена последовательность членов предложения, нарушение синтаксических связей. Морфологические аграмматизмы: аграмматизмы по типу окказионализмов и по типу специфических форм (межпадежные замены окончаний). Отсутствие приставки/суффикса, неправильное согласование в роде, числе, падеже, неправильное использование суффикса, ошибки в словообразовании. | Вариативные, диффузные аграмматизмы. |
Произносительная сторона речи | |
Нарушены фонематические операции, а именно процесс выбора фонемы по акустическим и артикуляторным признакам. Нарушения звукопроизношения: пропуски, замены, искажения, смешения. Нарушения слоговой структуры слова: элизии, вставка звука в слог, пропуск звука в слоге, перестановка звуков в слоге со стечением, аппроксимация, метатеза. | Нарушение способности узнавать и различать звуки родного языка. Слышит слова как звуковой шум. Не соотносит слова с их звуковой оболочкой. Чаще замены носят нестойкий характер. |
Просодическая сторона речи | |
При чистой форме сохранна и выполняет компенсаторных характер. | Голос интонированный, ясный, звонкий. Иногда отмечается неправильное логическое ударение. |
Динамика коррекционной работы | |
Отмечаются спонтанные улучшения. | Крайне низкий темп, крайне редко спонтанное развитие |
Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Механизм | |
Задержка и патологическое усвоение в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. | Грубое недоразвитие фонематического слуха, который является следствием угнетения замыкательной функции слухового анализатора. |
Локализация | |
Поражение височно-теменной области, включая зону Брока | Поражение височной области, преимущественно зоны Вернике |
Неврологическая симптоматика | |
Не выделяется грубых неврологических симптомов – легкая неврологическая симптоматика. | Большая степень выраженности неврологической симптоматики, чем при моторной форме. |
ВПФ | |
Не грубо нарушено развитие тех ВПФ, развитие которых детерминировано речью: словесно-логическое мышление, слухо-речевая память, слуховое внимание, слуховое восприятие. Мыслительные операции замедлены, требуется большее количество повторений, способны к абстрагированию. | Большая степень выраженности нарушений психических функций, чем при моторной форме. Грубо нарушено слуховое внимание. Часто встречается сенсорная агнозия. Гиперакузия. Избирательность восприятия. |
Эмоционально-волевая сфера | |
1) дети с устойчивой эмоционально-волевой сферой: спокойные, уравновешенные 2) дети с повышенной возбудимостью: суетливые, чрезмерно активные 3) дети с тормозимостью процессов: неуверенные, моторно скованные, с речевым негативизмом | Отмечаются нарушения личности, разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально -волевой сферы. В поведении отмечаются аутестические черты, гиперактивность |
Понимание речи | |
Относительно сохранно. Сохранно понимание бытовой лексики и несложных логико-грамматических конструкций. | Грубо нарушено понимание смысла речевого высказывания. Отмечается отчуждение смысла слов. |
Лексическая сторона речи (активный словарный запас) | |
Объем словаря меньше, чем у детей с нормой. Активный словарь значительно ниже пассивного: при тяжелой степени в 10 раз, при легкой в 2 раза. Проблемы при актуализации слов: пропуск слов или отсутствие; замены на основе семантического признака, замены по ситуативному признаку, замены на основе внешнего сходства, замены по функционалу предмета; замены слов на звукоподражание; замены на мимику и жесты; замены на ассемантичные слова (детские неологизмы, слова-бленды, аномальные слова) | Активный словарь неустойчив и значительно превышает пассивный. Вербальные замены отстраненные от смысла. |
Эхолалии | |
Отсутствуют | Присутствуют |
Грамматическая сторона речи | |
Множественные стойкие аграмматизмы. Синтаксические аграмматизмы: пропуск структурных элементов предложения, нарушена последовательность членов предложения, нарушение синтаксических связей. Морфологические аграмматизмы: аграмматизмы по типу окказионализмов и по типу специфических форм (межпадежные замены окончаний). Отсутствие приставки/суффикса, неправильное согласование в роде, числе, падеже, неправильное использование суффикса, ошибки в словообразовании. | Вариативные, диффузные аграмматизмы. |
Произносительная сторона речи | |
Нарушены фонематические операции, а именно процесс выбора фонемы по акустическим и артикуляторным признакам. Нарушения звукопроизношения: пропуски, замены, искажения, смешения. Нарушения слоговой структуры слова: элизии, вставка звука в слог, пропуск звука в слоге, перестановка звуков в слоге со стечением, аппроксимация, метатеза. | Нарушение способности узнавать и различать звуки родного языка. Слышит слова как звуковой шум. Не соотносит слова с их звуковой оболочкой. Чаще замены носят нестойкий характер. |
Просодическая сторона речи | |
При чистой форме сохранна и выполняет компенсаторных характер. | Голос интонированный, ясный, звонкий. Иногда отмечается неправильное логическое ударение. |
Динамика коррекционной работы | |
Отмечаются спонтанные улучшения. | Крайне низкий темп, крайне редко спонтанное развитие |
Легкая | Средняя | Тяжелая |
Степень определяется из анализа всех языковых операций. Ведущая роль принадлежит синтаксическим операциям. |
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246