Дифференциальная диагностика форм алалии

В статье представлены дифференциальная диагностика форм алалии, а также дифференциальная диагностика алалии по степени выраженности нарушения языкового развития.

Моторная алалияСенсорная алалия
Механизм
Задержка и патологическое усвоение в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования.Грубое недоразвитие фонематического слуха, который является следствием угнетения замыкательной  функции слухового анализатора.
Локализация
Поражение височно-теменной области, включая зону БрокаПоражение височной области, преимущественно зоны Вернике
Неврологическая симптоматика
Не выделяется грубых неврологических симптомов – легкая неврологическая симптоматика.Большая степень выраженности неврологической симптоматики, чем при моторной форме.
ВПФ
Не грубо нарушено развитие тех ВПФ, развитие которых детерминировано речью: словесно-логическое мышление, слухо-речевая память, слуховое внимание, слуховое восприятие. Мыслительные операции замедлены, требуется большее количество повторений, способны к абстрагированию.Большая степень выраженности нарушений психических функций, чем при моторной форме.
Грубо нарушено слуховое внимание.
Часто встречается сенсорная агнозия.
Гиперакузия. Избирательность восприятия.
Эмоционально-волевая сфера
1) дети с устойчивой эмоционально-волевой сферой: спокойные, уравновешенные
2) дети с повышенной возбудимостью: суетливые, чрезмерно активные
3) дети с тормозимостью процессов: неуверенные, моторно скованные, с речевым негативизмом
Отмечаются нарушения личности, разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально -волевой сферы. В поведении отмечаются аутестические черты, гиперактивность
Понимание речи
Относительно сохранно.
Сохранно понимание бытовой лексики и несложных логико-грамматических конструкций.
Грубо нарушено понимание смысла речевого высказывания. Отмечается отчуждение смысла слов.
Лексическая сторона речи (активный словарный запас)
Объем словаря меньше, чем у детей с нормой. Активный словарь значительно ниже пассивного: при тяжелой степени в 10 раз, при легкой в 2 раза.
Проблемы при актуализации слов: пропуск слов или отсутствие; замены на основе семантического признака, замены по ситуативному признаку, замены на основе внешнего сходства, замены по функционалу предмета; замены слов на звукоподражание; замены на мимику и жесты; замены на ассемантичные слова (детские неологизмы, слова-бленды, аномальные слова)
Активный словарь неустойчив и значительно превышает пассивный.
Вербальные замены отстраненные от смысла.
Эхолалии
ОтсутствуютПрисутствуют
Грамматическая сторона речи
Множественные стойкие аграмматизмы.
Синтаксические аграмматизмы: пропуск структурных элементов предложения, нарушена последовательность членов предложения, нарушение синтаксических связей.
Морфологические аграмматизмы: аграмматизмы по типу окказионализмов и по типу специфических форм (межпадежные замены окончаний). Отсутствие приставки/суффикса, неправильное согласование в роде, числе, падеже, неправильное использование суффикса, ошибки в словообразовании.
Вариативные, диффузные аграмматизмы.
Произносительная сторона речи
Нарушены фонематические операции, а именно процесс выбора фонемы по акустическим и артикуляторным признакам.
Нарушения звукопроизношения: пропуски, замены, искажения, смешения.
Нарушения слоговой структуры слова: элизии, вставка звука в слог, пропуск звука в слоге, перестановка звуков в слоге со стечением, аппроксимация, метатеза.
Нарушение способности узнавать и различать звуки родного языка. Слышит слова как звуковой шум. Не соотносит слова с их звуковой оболочкой.
Чаще замены носят нестойкий характер.
Просодическая сторона речи
При чистой форме сохранна и выполняет компенсаторных характер.Голос интонированный, ясный, звонкий. Иногда отмечается неправильное логическое ударение.
Динамика коррекционной работы
Отмечаются спонтанные улучшения.Крайне низкий темп, крайне редко спонтанное развитие

Моторная алалияСенсорная алалия
Механизм
Задержка и патологическое усвоение в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования.Грубое недоразвитие фонематического слуха, который является следствием угнетения замыкательной  функции слухового анализатора.
Локализация
Поражение височно-теменной области, включая зону БрокаПоражение височной области, преимущественно зоны Вернике
Неврологическая симптоматика
Не выделяется грубых неврологических симптомов – легкая неврологическая симптоматика.Большая степень выраженности неврологической симптоматики, чем при моторной форме.
ВПФ
Не грубо нарушено развитие тех ВПФ, развитие которых детерминировано речью: словесно-логическое мышление, слухо-речевая память, слуховое внимание, слуховое восприятие. Мыслительные операции замедлены, требуется большее количество повторений, способны к абстрагированию.Большая степень выраженности нарушений психических функций, чем при моторной форме.
Грубо нарушено слуховое внимание.
Часто встречается сенсорная агнозия.
Гиперакузия. Избирательность восприятия.
Эмоционально-волевая сфера
1) дети с устойчивой эмоционально-волевой сферой: спокойные, уравновешенные
2) дети с повышенной возбудимостью: суетливые, чрезмерно активные
3) дети с тормозимостью процессов: неуверенные, моторно скованные, с речевым негативизмом
Отмечаются нарушения личности, разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально -волевой сферы. В поведении отмечаются аутестические черты, гиперактивность
Понимание речи
Относительно сохранно.
Сохранно понимание бытовой лексики и несложных логико-грамматических конструкций.
Грубо нарушено понимание смысла речевого высказывания. Отмечается отчуждение смысла слов.
Лексическая сторона речи (активный словарный запас)
Объем словаря меньше, чем у детей с нормой. Активный словарь значительно ниже пассивного: при тяжелой степени в 10 раз, при легкой в 2 раза.
Проблемы при актуализации слов: пропуск слов или отсутствие; замены на основе семантического признака, замены по ситуативному признаку, замены на основе внешнего сходства, замены по функционалу предмета; замены слов на звукоподражание; замены на мимику и жесты; замены на ассемантичные слова (детские неологизмы, слова-бленды, аномальные слова)
Активный словарь неустойчив и значительно превышает пассивный.
Вербальные замены отстраненные от смысла.
Эхолалии
ОтсутствуютПрисутствуют
Грамматическая сторона речи
Множественные стойкие аграмматизмы.
Синтаксические аграмматизмы: пропуск структурных элементов предложения, нарушена последовательность членов предложения, нарушение синтаксических связей.
Морфологические аграмматизмы: аграмматизмы по типу окказионализмов и по типу специфических форм (межпадежные замены окончаний). Отсутствие приставки/суффикса, неправильное согласование в роде, числе, падеже, неправильное использование суффикса, ошибки в словообразовании.
Вариативные, диффузные аграмматизмы.
Произносительная сторона речи
Нарушены фонематические операции, а именно процесс выбора фонемы по акустическим и артикуляторным признакам.
Нарушения звукопроизношения: пропуски, замены, искажения, смешения.
Нарушения слоговой структуры слова: элизии, вставка звука в слог, пропуск звука в слоге, перестановка звуков в слоге со стечением, аппроксимация, метатеза.
Нарушение способности узнавать и различать звуки родного языка. Слышит слова как звуковой шум. Не соотносит слова с их звуковой оболочкой.
Чаще замены носят нестойкий характер.
Просодическая сторона речи
При чистой форме сохранна и выполняет компенсаторных характер.Голос интонированный, ясный, звонкий. Иногда отмечается неправильное логическое ударение.
Динамика коррекционной работы
Отмечаются спонтанные улучшения.Крайне низкий темп, крайне редко спонтанное развитие

Дифференциальная диагностика алалии по степени выраженности нарушения языкового развития

ЛегкаяСредняяТяжелая
Степень определяется из анализа всех языковых операций. Ведущая роль принадлежит синтаксическим операциям.