Дифференциальная диагностика брадилалии, тахилалии и ее видов и заикания

В статье представлены дифференциальная диагностика брадилалии, тахилалии, баттаризма, полтерна и заикания.

БрадилалияТахилалияБаттаризмПолтернЗаикание
Механизм
Патологическое преобладание процессов торможения над возбуждением; центральные экстрапирамидные моторные нарушения; неправильное протекание во времени процессов возбуждения КГМ, которые лежат в основе элементарных речевых актовПатологическое преобладание процессов возбуждения над торможением, нарушение регулирующей функции коры головного мозга за течением речи.Патологическое преобладание процессов возбуждения над торможением, несформированность планирующей функции речиПатологическое преобладание процессов возбуждения над торможением, несформированность планирующей функции речи, недоразвитие экстрапирамидной системы.Судорога на здоровом детском мозге в результате действия сверхсильного раздражителя, судорога на фоне отстающего речевого онтогенеза, судорога на мозге с билатеральным представительством.
Этиология
Наследственность (тип ВНД);
Воздействие патологических факторов на плод (гипоксия, интоксикации), ушибы и травмы головы во время родов и в первый год жизни;
Психологические причины (дополняют): воспитание, подражание, неблагоприятный микросоциум.
Производящие причины, «запускающие» заикание: острая или хроническая психотравма или бурное развитие фразовой речи на фоне отстающего речевого онтогенеза и др.
Предрасполагающие причины, ослабляющие нервную систему ребенка: осложненное протекание беременности и родов, частые и длительные соматические заболевания раннего возраста и др.
Двигательная сфера
Движения вялые, неуклюжие, медленные, недостаточно координированные, неполные по объему. Наблюдается моторная неловкость. Моторное развитие отстает от нормы. Нарушения общей, мелкой моторики, мимических мышц лица. Лицо амимичное.Нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные. Моторное беспокойство во сне.Нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторикиНарушения моторики в целом и артикуляции в частности (неврозоподобная форма)
Сопутствующие речи движения
ОтсутствуютРечь может сопровождаться сопутствующими движениями лица, рук, тела.Непроизвольные, из-за постоянного напряжения в речевых мышцах. Раздувание крыльев носа, наклоны головы, туловища, подергивание плеч. Заикающиеся не замечают это. Только при речи
Вегетативные реакции
ОтсутствуютЕсли ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеетпокраснение или побледнение лица, учащение сердцебиения, повышение потоотделения, расширение зрачков
ВПФ
Хорошо концентрируют и удерживают внимание, но тяжело переключаются;
Трудности с запоминанием (трудно запоминают, но надолго); волевые процессы в норме; не проявляют ярких ямоций. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.
Внимание: быстрая концентрация, но быстрое переключение;
Память: быстро запоминают, но быстро забывают.
Внимание таких детей неустойчиво, им трудно слушать других людей. Мышление отличается нелогичностью.Присущи замедленность мыслительной
деятельности, избирательная инертность мыслительных действий.
Речевая судорога
отсутствуетимеется
Речевые уловки
отсутствуют1.         Уловки, из-за желания заикающихся скрыть свой дефект.
Речевые (эмболофразия, сознательное изменение лексико-грамматического строя речи, замены и перестановки слов, сокращение предложений).
Двигательные вырастают из сопутствующих речи движений и могут превращаться в ритуалы.
Психологические переживания
Отставающие. Своего дефекта дети не ощущают.Отставающие. Своего дефекта дети не ощущают. При баттаризме и полтерн могут отсутствовать или же отставлены во времени.Опережающие. 1.Навязчивые мысли. Страх общения заставляет человека постоянно фиксировать внимание на речи, появляются навязчивые мысли, что еще больше усиливает заикание и фиксацию на речи. Возникает порочный круг.
2.Патологическое изменение личности. Заниженная самооценка, зависимость от других людей, несамостоятельность, безречевые профессии.
Отношение к собственной речи
Безразличное, небрежноеБоязливое. Логофобия. Появляется логофобия (ситуативная, тотальная). Этот страх может усиливаться в определенных ситуациях, и заикающиеся стараются их избегать, что ограничивает речевое общение.
Лексическая сторона речи
СохраннаСохраннаНарушение лексической стороны речи (ситуативные замены, трудности актуализации слов)Незначительное нарушение лексической стороны речи. Замены внутри одной семантической группы.Сохранна
Грамматическая сторона речи
СохраннаСохраннаНарушение грамматической стороны речи (множественные аграмматизмы)Незначительное нарушение грамматической стороны речи. Единичные аграмматизмы.Сохранна
Связная речь
СохраннаСохраннаНарушается межфразовая связь. Отсутствует логика повествованияСвязная речь относительно сохранна. Негрубые единичные ошибкиСохранна
Фонетическое оформление речи
Относительно сохранно. Приблизительные способы артикуляции. Вялый артикуляционный уклад.Относительно сохранно. Дикционные проблемы. Иногда нечеткость, смешения в сложном контексте.Нарушение фонетической стороны речи: замены, пропуски звуков, недоразвитие фонематических процессов.Незначительное нарушение фонетической стороны речи: единичные ошибки. Замены реже, чем при баттаризме. Нечеткость, смазанность.Сохранно
Темпо-ритмическая организация речи
Патологически замедленный темп речи, менее 8 фонем в секунду.
Удлинение пауз между словами или растягивание звуков и удлинение пауз между звуками.
Патологически ускоренный ТР (18-30 фонем/сек). Речь отличается «неудержимой стремительностью». Заминки, повторения, пропуски, перестановки слогов, словПатологически ускоренный ТР. Спотыкающаяся, неряшливая, хаотичная, содержит повторы, пропуски слов, недоговаривания, вставки слов, не связанных с фразой по смыслу, нарушение буквенного состава слов, литеральные парафазииПрерывистый ТР несудорожного характера. Запинки, спотыкания, необоснованные паузы. Страдает интонационная выразительность речи, паузация, логическое ударениеРечь ускорена/замедлена или же ТР неровный, меняющийся на протяжении одной фразы. Частое повторение или пролонгирование звуков, слогов или даже слов в сочетании с частыми паузами, что нарушает плавность устной речи. Добавление в речь лишних слов, в которых отсутствует смысловая нагрузка
Состояние голосовой функции
Голос монотонный, немодулированный, сохраняет одну высоту, может быть носовой оттенок. Скандированная речьМалоинтонирован, отсутствуют паузыГолос напряжен и монотонен, в нём отсутствует звонкостьГолос меняется тембрально. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенокПривычка использовать высокий голос.
•          Речь монотонна, если заикание возникает на патологии.
•          Речь эмоциональна, если заикание на здоровом мозге.
•          Интонация со страхом. Если испытывают страх речи.
Письменная речь
Замедленность процессов чтения и письма. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.
Размашистый почерк.
заминки, повторения, пропуски, перестановки слогов, слов при чтении и на письме, искажения структуры предложения. Письмо торопливое, повторяющееся почерк неясный. Почерк резкий.при чтении длинных фраз членят их на короткие, при этом они не учитывают смысловое содержание текста, часто теряют основную мысль читаемого, не могут запомнить содержания прочитанного. На письме наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз. Почерк резкий.Письмо сжатое, напряженное, заторможенное. При невротическом заикании редко встречаются дисграфия и дислексия, при неврозоподобном часто.
техника чтения незнакомого текста лучшечем более знаком текст, тем легче человеку прочитать его без запинок