В статье представлены дифференциальная диагностика функциональной и механической дислалии, подформ функциональной дислалии, дифференциальная диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству нарушенных звуков), диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству фонетических групп нарушенных звуков).
| Функциональная дислалия | Механическая дислалия | |
| Механизм | ||
| Функциональная недостаточность (незрелость) артикуляционного аппарата. | Нарушения в строении артикуляционного аппарата. | |
| Этиология | ||
| Биологические причины: 1. Физическая ослабленность ребенка; 2. Соматические заболевания; Следствие: ЗРР, нарушения фонематического восприятия, вялость речевой моторики. | Социальные причины: 1. Подражание неправильной речи окружающих; 2. Подлаживание взрослых под детскую речь; 3. Педагогическая запущенность; 4. Недостаточность речевых контактов; 5. Билингвизм. | Обусловлена особенностями в строении артикуляторного аппарата. |
| Строение артикуляционного аппарата | ||
| Отсутствуют как врожденные, так и приобретенные аномалии в строении артикуляционного аппарата. | 1. Недостатки строения зубочелюстной системы: А) Дефекты строения зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); Б) Дефекты в строении челюстей (неправильные прикусы); В) Укороченная или слишком массивная уздечка языка; 2. Патологические изменения величины и формы языка (микроглоссия, макроглоссия); 3. Неправильное строение неба (высокое, низкое); 4. Атипичное строение губ. | |
| Функционирование органов артикуляции | ||
| Подвижность органов артикуляции относительно сохранна | Ограничена подвижность органов артикуляции. А именно тех, чьи дефекты строения наблюдаются. Например, губ, языка. | |
| Особенности произносительной стороны речи | ||
| Пропуски, искажения, замены и смешения звуков. | Отсутствие звуков. Часто отмечаются искажения звуков, реже замены и смешения. | |
| Подформы по классификации Б.М.Гриншпуна | |||
| Акустико-фонематическая | Артикуляторно-фонематическая | Артикуляторно-фонетическая | |
| Механизм | |||
| Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Несформированность дифференциации акустических признаков звуков. | Несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. | Неправильно сформированы артикуляторные позиции. | |
| Артикуляторная база не полностью сформирована, редуцирована. | Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение. | ||
| Фонематическое восприятие | |||
| Недостаточная сформированность фонематического восприятия. | Фонематическое восприятие чаще всего сформировано. Ребенок слышит звуки, которые произносит неправильно, пытается преодолеть свой дефект. | У ребенка закрепляется искаженное звучание. Вследствие акустической близости искаженный звук воспринимается ребенком как нормативный. | |
| Произносительная сторона речи | |||
| При восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности акустических признаков. Это отражается и в произношении. Отмечаются замены и смешения по акустическим признакам. | При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) ребенок произносит звук, более простой по артикуляции, но близкий к нему по набору артикуляционных признаков – замены по артикуляторным признакам. | Смешения звуков в силу неустойчивого произносительного образа фонемы. Смешения на основе артикуляционной близости звуков. Ребенок может произнести слово правильно и неправильно. | Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка. Чаще неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Искаженное произношение отмечается чаще всего в группе звуков, наиболее сложных по артикуляции, в которую включаются переднеязычные не взрывные согласные (свистящие, шипящие, Л, Р). Пропуски звуков редки. |
| Простая дислалия | Сложная дислалия |
| Количество нарушенных звуков | |
| До 6 звуков | От 7 звуков и больше |
| Мономорфная дислалия | Полиморфная дислалия |
| Количество фонетических групп нарушенных звуков | |
| Нарушена одна артикуляционная группа | Нарушены 2 и более групп звуков |

ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246