Дифференциальная диагностика форм дислалии

В статье представлены дифференциальная диагностика функциональной и механической дислалии, подформ функциональной дислалии, дифференциальная диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству нарушенных звуков), диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству фонетических групп нарушенных звуков).

Дифференциальная диагностика функциональной и механической дислалии

Функциональная дислалияМеханическая дислалия
Механизм
Функциональная недостаточность (незрелость) артикуляционного аппарата.Нарушения в строении артикуляционного аппарата.
Этиология
Биологические причины:
1.         Физическая ослабленность ребенка;
2.         Соматические заболевания;
Следствие: ЗРР, нарушения фонематического восприятия, вялость речевой моторики.
Социальные причины:
1.         Подражание неправильной речи окружающих;
2.         Подлаживание взрослых под детскую речь;
3.         Педагогическая запущенность;
4.         Недостаточность речевых контактов;
5.         Билингвизм.
Обусловлена особенностями в строении артикуляторного аппарата.
Строение артикуляционного аппарата
Отсутствуют как врожденные, так и приобретенные аномалии в строении артикуляционного аппарата.1.         Недостатки строения зубочелюстной системы:
А) Дефекты строения зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
Б) Дефекты в строении челюстей (неправильные прикусы);
В) Укороченная или слишком массивная уздечка языка;
2.         Патологические изменения величины и формы языка (микроглоссия, макроглоссия);
3.         Неправильное строение неба (высокое, низкое);
4.         Атипичное строение губ.
Функционирование органов артикуляции
Подвижность органов артикуляции относительно сохраннаОграничена подвижность органов артикуляции. А именно тех, чьи дефекты строения наблюдаются. Например, губ, языка.
Особенности произносительной стороны речи
Пропуски, искажения, замены и смешения звуков.Отсутствие звуков. Часто отмечаются искажения звуков, реже замены и смешения.

Дифференциальная диагностика подформ функциональной дислалии

Подформы по классификации Б.М.Гриншпуна
Акустико-фонематическаяАртикуляторно-фонематическаяАртикуляторно-фонетическая
Механизм
Недостаточная сформированность фонематического восприятия.
Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Несформированность дифференциации акустических признаков звуков.
Несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам.Неправильно сформированы артикуляторные позиции.
Артикуляторная база не полностью сформирована, редуцирована.Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение.
Фонематическое восприятие
Недостаточная сформированность фонематического восприятия.Фонематическое восприятие чаще всего сформировано. Ребенок слышит звуки, которые произносит неправильно, пытается преодолеть свой дефект.У ребенка закрепляется искаженное звучание. Вследствие акустической близости искаженный звук воспринимается ребенком как нормативный.
Произносительная сторона речи
При восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности акустических признаков. Это отражается и в произношении.
Отмечаются замены и смешения по акустическим признакам.
При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) ребенок произносит звук, более простой по артикуляции, но близкий к нему по набору артикуляционных признаков – замены по артикуляторным признакам.Смешения звуков в силу неустойчивого произносительного образа фонемы. Смешения на основе артикуляционной близости звуков.
Ребенок может произнести слово правильно и неправильно.
Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка. Чаще неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.
Искаженное произношение отмечается чаще всего в группе звуков, наиболее сложных по артикуляции, в которую включаются переднеязычные не взрывные согласные (свистящие, шипящие, Л, Р). Пропуски звуков редки.

Дифференциальная диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству нарушенных звуков)

Простая дислалияСложная дислалия
Количество нарушенных звуков
До 6 звуковОт 7 звуков и больше

Дифференциальная диагностика дислалии по степени выраженности (по количеству фонетических групп нарушенных звуков)

Мономорфная дислалияПолиморфная дислалия
Количество фонетических групп нарушенных звуков
Нарушена одна артикуляционная группаНарушены 2 и более групп звуков