В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез фонематических процессов, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.
Фонематическое восприятие – это «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» (Л.С. Волкова).
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным.
К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ.
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов (И.М. Онищенко).
Возраст | Слоговая структура слова |
2 года | К двум годам заканчивается формирование фонематического слуха. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. это слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. |
4 года | Фонематическое восприятие к 4 годам должно быть сформировано и на его базе формируется элементарный фонематический анализ. В этом возрасте ребенок способен выделить (узнать) звук на фоне слова. |
5 лет | Элементарный фонематический анализ сформирован. Ребенок может выделить начальный ударный гласный из слова. |
6 лет | При специальном обучении сформированы сложный фонематический анализ, фонематический синтез. Начинают накапливаться фонематические представления. |
Младший дошкольный возраст | Фонематические процессы должны быть сформированы. |
Обследование фонематического восприятия
3 балла - воспитанник быстро и точно дифференцирует все звуки и правильно указывает на все картинки.
2 балла - воспитанник быстро и правильно дифференцирует звуки, не смешиваемые в произношении, однако допускает ошибки в дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.
1 балл – воспитанник долго думает, допускает ошибки в дифференциации звуков, не смешиваемых в произношении (1-3), не дифференцирует звуки, смешиваемые в произношении.
0 баллов - воспитанник не дифференцирует звуки или отказался выполнять диагностическое задание.
Обследование простого фонематического анализа
3 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно и правильно, выделяет и гласные, и согласные звуки;
2 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно, допущено несколько ошибок. Выделяет все гласные звуки и большинство согласных;
1 балл – воспитанник выделяет только гласные звуки.
0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.
Обследование сложного фонематического анализа
3 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно; точно определена последовательность всех звуков во всех словах;
2 балла – воспитанник самостоятельно выполняет последовательный анализ слов, состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков;
1 балла – самостоятельно выполняет последовательный анализ слов, состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков;
0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.
Обследование фонематического синтеза
4 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – воспитанник самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков, уменьшение интервала между звуками).
1 балл – воспитанник испытывает трудности при синтезе слов, состоящих из 3-х звуков, повторное предъявление звуков и уменьшение интервала между ними не помогают.
0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.
Обследование фонематических представлений
2 балла – диагностическое задание выполнено воспитанником самостоятельно, быстро, точно с первого предъявления, отмечается быстрая переключаемость на новые звуки, воспитанник придумал 3 и более слов на каждый звук;
1 балл – отмечается медленное переключение между звуками, задание выполняется медленно, на каждый звук воспитанник подобрал по одному слову;
0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246