Фонематические процессы

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез фонематических процессов, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Фонематическое восприятие – это «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» (Л.С. Волкова).
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным.
К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ.
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов (И.М. Онищенко).

Онтогенез интонационной стороны речи

ВозрастСлоговая структура слова
2 годаК двум годам заканчивается формирование фонематического слуха. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. это слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
4 годаФонематическое восприятие к 4 годам должно быть сформировано и на его базе формируется элементарный фонематический анализ. В этом возрасте ребенок способен выделить (узнать) звук на фоне слова.
5 летЭлементарный фонематический анализ сформирован. Ребенок может выделить начальный ударный гласный из слова.
6 летПри специальном обучении сформированы сложный фонематический анализ, фонематический синтез. Начинают накапливаться фонематические представления.
Младший дошкольный возрастФонематические процессы должны быть сформированы.

Структура обследования

  • Фонематическое восприятие обследуем с 4 лет.
  • Элементарный фонематический анализ обследуем с 4-5 лет.
  • Сложный фонематический анализ обследуем с 6 лет, обращаем внимание на то, что он формируется лишь при специальном обучении.
  • Фонематический синтез и фонематические представления обследуем с 6 лет.
  • К младшему школьному возрасту фонематические процессы должны быть сформированы.

Критерии оценки

  • Выполнение/невыполнение или отказ от выполнения задания
  • Самостоятельность
  • Правильность
  • Количество ошибок и на каком лингвистическом материале
  • Точность
  • Темп выполнения
  • Переключаемость

Примеры диагностических заданий

Обследование фонематического восприятия

  • Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  • Цель: обследование умения различать слова близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.
  • Оборудование: картинный материал (кот, кит, дом, дым, уточка, удочка, киска, миска, булка, белка, крыса, крыша, коза, коса, мишка, миска, кочка, кошка, малина, Марина (девочка). 
  • Лингвистический материал: кот, кит, дом, дым, уточка, удочка, киска, миска, булка, белка, крыса, крыша, коза, коса, мишка, миска, кочка, кошка, малина, Марина.
  • Описание: логопед поочередно раскладывает перед ребенком пары картинок, названия которых отличаются одним звуком. Педагог просит воспитанника показать, где нарисован кот, а где кит и т.д.
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки. Покажи, на какой нарисован кот. А на какой - кит?» И так далее.
  • Критерии оценки:

3 балла - воспитанник быстро и точно дифференцирует все звуки и правильно указывает на все картинки.

2 балла - воспитанник быстро и правильно дифференцирует звуки, не смешиваемые в произношении, однако допускает ошибки в дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

1 балл – воспитанник долго думает, допускает ошибки в дифференциации звуков, не смешиваемых в произношении (1-3), не дифференцирует звуки, смешиваемые в произношении.

0 баллов - воспитанник не дифференцирует звуки или отказался выполнять диагностическое задание.

Обследование простого фонематического анализа

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Цель: обследование навыка выделения первого звука из слова.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: сад, Аня, шуба, Оля, жук, мяч, это, пол, бак, Ира, лапа, рак.
  • Описание: логопед поочередно произносит слова и просит воспитанника назвать первый звук в каждом из слов.
  • Инструкция: «Я буду произносить слова. Ты называй первый звук в них. Сад, …».
  • Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно и правильно, выделяет и гласные, и согласные звуки;

2 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно, допущено несколько ошибок. Выделяет все гласные звуки и большинство согласных;

1 балл – воспитанник выделяет только гласные звуки.

0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.

Обследование сложного фонематического анализа

  • Возраст: с 6 лет. Обратить внимание, что формируется только при специальном обучении.
  • Цель: обследование навыка определения последовательности звуков в слове.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: суп, кот, лапа, каша, танк, банка, манка, тапки.
  • Описание: экспериментатор последовательно предлагает воспитаннику слова и просит назвать первый звук в слове, затем второй, третий и так далее.
  • Инструкция: «Назови первый звук в слове «суп». Какой звук стоит после звука [с] в слове «суп»? Какой звук ты слышишь после звука [у] в слове «суп»?
  • Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно; точно определена последовательность всех звуков во всех словах;

2 балла – воспитанник самостоятельно выполняет последовательный анализ слов, состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков;

1 балла – самостоятельно выполняет последовательный анализ слов, состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков;

0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.

Обследование фонематического синтеза

  • Возраст: с 6 лет. Обратить внимание, что формируется только при специальном обучении.
  • Цель: обследование навыков составления слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: мак, ком, сом, рука, лужа, шуба, книга, почта.
  • Описание: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности с интервалом 3 секунды и просит составить из них слово. Если воспитанник затрудняется с выполнением задания, логопед уменьшает интервал между звуками.
  • Инструкция: «Я произнесу звуки. Ты внимательно послушай их, подумай и составь из них слово.»
  • Критерии оценки:

4 балла – задание выполнено воспитанником самостоятельно, точно с первого предъявления.

3 балла – воспитанник самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.

2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков, уменьшение интервала между звуками).

1 балл – воспитанник испытывает трудности при синтезе слов, состоящих из 3-х звуков, повторное предъявление звуков и уменьшение интервала между ними не помогают.

0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.

Обследование фонематических представлений 

  • Возраст: с 6 лет.
  • Цель: обследование способностей подбирать слова с определенными звуками.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: звуки [м], [а], [к], [о], [л], [с], [ы], [р].
  • Описание: логопед произносит звуки и предлагает воспитаннику назвать слова, в которых есть этот звук. Сначала предлагаются звуки сохранные в произношении, затем нарушенные.
  • Инструкция: «Я произнесу звук. Ты подумай и назови слова, в которых есть этот звук. [м], [а], [к], [о], [л], [с], [ы], [р].
  • Критерии оценки:

2 балла – диагностическое задание выполнено воспитанником самостоятельно, быстро, точно с первого предъявления, отмечается быстрая переключаемость на новые звуки, воспитанник придумал 3 и более слов на каждый звук;

1 балл – отмечается медленное переключение между звуками, задание выполняется медленно, на каждый звук воспитанник подобрал по одному слову;

0 баллов – воспитанник с заданием не справился или отказался выполнять.