Грамматический строй речи

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез грамматического строя речи, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Грамматика – система языковых норм и категорий, определяющих приёмы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений. (Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове).
Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку. (Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.  Селиверстова); совокупность знаний и умений, необходимых человеку, чтобы создавать высказывания самому и понимать высказывания других людей (Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович).
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более  протяженными, чем слово, — словосочетаниями и предложениями. (Тестелец  Я.Г. Введение в общий синтаксис).
Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.
Словообразование – образование вторичных, мотивированных  производных слов (дериватов) на базе однокоренных слов, словосочетаний,  предложений по существующим в языке образцам и моделям с помощью  синхронно функционирующих формальных и семантических средств (Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие).

Онтогенез процесса (по А.Н. Гвоздеву)

ПериодыСтупени периодаХарактеристика достижений
1 период
С 1 г. До 1 г. 10 мес.
1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.Использование в речи слов-предложений
1 г. 8 мес.-1 г. 10 мес.Появление фраз из двух и более слов, не согласованных между собой (аморфные предложения)
2 период
С 1 г. 10 мес. До 3 лет
(период освоения синтаксической системы языка)
1 г. 10 мес.- 2 г. 1 мес.Появление первых попыток соподчинения слов в предложении, которые соседствуют со словами- корнями
(неизменяемыми словами)
2 г. 1 мес.-2 г. 3 мес.Все слова изменяются, но не используются союзы и предлоги
2 г. 3 мес.- 3 г.Усвоение всех типов предложений и служебных слов
3 периодС 3 до 7 летПериод освоения морфологической системы языка, в т. ч. с 3 до 5 лет- период активного словотворчества детей
После 7 летСовершенствование грамматического строя речи детей.

Структура обследования

Обследование грамматического строя проводится по трем направлениям: синтаксис, словообразование и словоизменение.

В процессе детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи — задания на их понимание.

В процессе обследования материал структурируют не только по его относительной сложности, но и в соответствии с грамматической моделью.

Для экономии сил и времени рекомендуется начать с обследования уровня сформированности синтаксических навыков ребенка.

Обследуется употребление и понимание.

Методы и приемы обследования

Синтаксис: употребление и понимание; составление предложений.

Словообразование: употребление и понимание; называние (по аналогии, по представлению, с опорой на предметные картинки).

Словоизменение: употребление и понимание; называние слова в нужной грамматической форме.

Критерии оценки

  • Правильность
  • Самостоятельность
  • Количество ошибок
  • Степень и особенности нарушения
  • Выполнение задания/отказ или неправильное выполнение задания

Примеры диагностических заданий

Обследование употребления грамматических моделей словоизменения

  • Возраст: 4 года.
  • Цель: обследование употребления существительных второго склонения мужского рода и первого склонения женского рода в родительном падеже.
  • Оборудование: пособие «Теремок» (деревянный дом с 6 окнами и с 6 липучками для прикрепления картинного материала), картинный материал (предметные картинки (конь, кот, еж, кит, сом, жук, оса, лиса, овца, пчела, коза, сова). 
  • Лингвистический материал: существительные второго склонения мужского рода в родительном падеже: коня, кота, ежа, кита, сома, жука; существительные первого склонения женского рода в родительном падеже: осы, лисы, овцы, пчелы, козы, совы.
  • Описание: Сначала обследуется употребление существительных мужского рода, затем по такому же принципу женского. Педагог прикрепляет к пособию картинки мужского рода. Логопед показывает ребенку теремок и просит назвать животных, которые там живут. Затем педагог убирает животного в сторону и спрашивает: «Кого нет в теремке?» (коня). После ответа логопед прикрепляет картинку на место и убирает в сторону следующую. И так далее.
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри теремок. Кто здесь живет? Кого нет в теремке?»
  • Критерии оценки:

4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания, быстрый темп выполнения;

3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания, темп выполнения несколько снижен;

2 балла – многочисленные ошибки при употреблении существительных женского рода, медленный темп выполнения, внутрипадежные замены окончаний;

1 балл – многочисленные ошибки при употреблении существительных мужского и женского рода, медленный темп выполнения, внутрипадежные замены окончаний;

0 баллов – неправильное выполнение, межпадежные замены или отказ от выполнения диагностического задания.

Обследование понимания грамматических форм словоизменения

  • Возраст: 4 года.
  • Цель: обследование понимания грамматических форм согласования притяжательных местоимений с именами существительными в мужском и женском роде.
  • Оборудование: 2 карточки («он мой» и «она моя»). Картинный материал (рыба, лиса, машина, малина, корзина, елка, ракета, кукуруза, корова, шапка, слон, ананас, вертолет, чайник, сыр, зонт, батон, глобус, заяц).
  • Лингвистический материал: притяжательное местоимение «мой» и существительные мужского рода: слон, ананас, вертолет, чайник, сыр, зонт, батон, глобус, заяц; притяжательное местоимение «моя» и существительные женского рода: рыба, лиса, машина, малина, корзина, елка, ракета, кукуруза, корова, шапка.
  • Описание: логопед выкладывает перед ребенком две карточки и объясняет, что одному ежу надо собрать предметы, про которые можно сказать «он мой», а другому этому предметы, про которые можно сказать «она моя». Далее логопед последовательно предлагает ребенку картинки. Воспитанник их рассматривает и прикрепляет на определенную карточку.
  • Инструкция: «Помоги ежам собрать вещи. Этому ежу (показ) предметы, про которые можно сказать «он мой». А этому (показ) предметы, про которые можно сказать «она моя». Я буду давать тебе картинки. Ты распределяй их по карточкам».
  • Критерии оценки:

4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания, быстрый темп выполнения;

3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания, темп выполнения несколько снижен;

2 балла – многочисленные ошибки в распределении картинок женского рода, низкий темп выполнения;

1 балл – многочисленные ошибки в распределении картинок как женского рода, так и мужского;

0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.

Обследование употребления грамматических моделей словообразования

  • Возраст: 6 лет.
  • Цель: обследование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: деревянный (стол), соломенная (шляпа), меховая (шапка), шерстяной (шарф), металлические (ножницы), резиновый (мяч), бумажная (салфетка), яблочный (сок), снежный (ком), железный (ключ), кожаная (сумка), картонная (коробка), кирпичный (дом), пуховая (подушка), шелковый (платок).
  • Описание: в начале исследования формируется ориентировка в диагностическом задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?». В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (де-, дере-). Далее последовательно логопед предлагает ребенку все остальные словосочетания: стол из дерева (деревянный), шляпа из соломы (соломенная), шапка из меха (меховая), шарф из шерсти (шерстяной), ножницы из металла (металлические), мяч из резины (резиновый), салфетка из бумаги (бумажная), сок из яблок (яблочный), ком из снега (снежный), ключ из железа (железный), сумка из кожи (кожаная), коробка из картона (картонная), дом из кирпича (кирпичный), подушка из пуха (пуховая), платок из шелка (шелковый).
  • Инструкция: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Если стол сделан из дерева, то какой он? А шляпа из соломы, какая она?» И так далее.
  • Критерии оценки:

3 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания;

2 балла – единичные ошибки при образовании относительных прилагательных;

1 балла – многочисленные ошибки при образовании относительных прилагательных (искажения производящих основ, замены и/или пропуск суффиксов), требуется помощь логопеда;

0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.

Обследование понимания грамматических форм словообразования

  • Возраст: младший дошкольный возраст (3-4 года).
  • Цель: обследование понимания уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
  • Оборудование: картинный материал с изображениями большого и маленького предметов (кукла-куколка, лист-листик, дом-домик, шар-шарик, стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко).
  • Лингвистический материал: кукла-куколка, лист-листик, дом-домик, шар-шарик, стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко.
  • Описание: логопед последовательно предлагает воспитаннику парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета, например, «машина» и «машинка». Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Покажи, где машина. А где машинка?»
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки. Покажи, где машина. А где машинка? Покажи, где стул. А где стульчик?» И так далее.
  • Критерии оценки:

4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания;

3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания;

2 балла – многочисленные ошибки, медленный темп выполнения;

0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.

Обследование употребления структуры предложения

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Цель: обследование умения составлять предложения из слов в начальной форме данных в правильной последовательности и беспорядке.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал
  • предложения из слов, данных в правильной последовательности: Мальчик открыл дверь (мальчик, открыть, дверь). Девочка читает книгу (девочка, читать, книга). Доктор лечит девочку (доктор, лечить, девочка). В саду растет вишня (в, сад, расти, вишня).
  • предложения из слов, данных в беспорядке: Девочка рисует карандашом (карандаш, рисовать, девочка). Синичка сидит на ветке (на, синичка, сидеть, ветка). Бабушка дала грушу внучке/Внучка дала грушу бабушке (дать, бабушка, внучка, груша). Витя косит траву для кролика (Витя, косить, кролик, трава, для). Миша дал собаке большую кость (собака, Миша, дать, кость, большой).
  • Описание: педагог последовательно читает воспитаннику слова и просит составить из них предложение. Логопед сначала предлагает ребенку составить предложения из слов в начальной форме данных в правильной последовательности, затем из слов в начальной форме данных в неправильной последовательности. Слова предъявляются до первого ответа.
  • Инструкция: «Я назову слова. Ты составь из них предложение».
  • Критерии оценки:

4 балла – правильное и самостоятельное составление всех предложений;

3 балла – воспитанник в единичных предложениях заменяет слова, однако смысл предложений не меняется;

2 балла – воспитанник составляет предложения из слов, данных в правильной последовательности, однако при составлении предложений из слов данных в беспорядке пропускает, заменяет слова, отмечаются смысловые и/или грамматические ошибки, нарушения порядка слов в предложениях;

1 балла – при составлении предложений как из слов данных в беспорядке, так и из слов, данных в правильной последовательности отмечаются пропуски и замены слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушения порядка слов в предложении;

0 баллов – воспитанник не может составить предложения или отказывается от выполнения диагностического задания.

Обследование употребления структуры предложения

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Цель: обследование понимания беспредложного управления.
  • Оборудование: картинный материал (мальчик на велосипеде).
  • Лингвистический материал: Хозяин велосипеда. Велосипед хозяина.
  • Описание: логопед кладет перед воспитанником сюжетную картинку. Педагог просит показать, где хозяин велосипеда. Затем показать, где велосипед хозяина.
  • Инструкция: Покажи хозяина велосипеда. Покажи велосипед хозяина.
  • Критерии оценки:

3 балла – правильное, самостоятельное, быстрое и точное выполнение диагностического задания;

2 балла – воспитанник выполняет диагностическое задание правильно, однако долго думает;

1 балла – воспитанник выполняет диагностическое задание неправильно, однако после повторного предъявления задания самостоятельно исправляет ошибку;

0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.