В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез грамматического строя речи, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.
Грамматика – система языковых норм и категорий, определяющих приёмы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений. (Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове).
Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку. (Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова); совокупность знаний и умений, необходимых человеку, чтобы создавать высказывания самому и понимать высказывания других людей (Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович).
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово, — словосочетаниями и предложениями. (Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис).
Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.
Словообразование – образование вторичных, мотивированных производных слов (дериватов) на базе однокоренных слов, словосочетаний, предложений по существующим в языке образцам и моделям с помощью синхронно функционирующих формальных и семантических средств (Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие).
Периоды | Ступени периода | Характеристика достижений |
1 период С 1 г. До 1 г. 10 мес. | 1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. | Использование в речи слов-предложений |
1 г. 8 мес.-1 г. 10 мес. | Появление фраз из двух и более слов, не согласованных между собой (аморфные предложения) | |
2 период С 1 г. 10 мес. До 3 лет (период освоения синтаксической системы языка) | 1 г. 10 мес.- 2 г. 1 мес. | Появление первых попыток соподчинения слов в предложении, которые соседствуют со словами- корнями (неизменяемыми словами) |
2 г. 1 мес.-2 г. 3 мес. | Все слова изменяются, но не используются союзы и предлоги | |
2 г. 3 мес.- 3 г. | Усвоение всех типов предложений и служебных слов | |
3 период | С 3 до 7 лет | Период освоения морфологической системы языка, в т. ч. с 3 до 5 лет- период активного словотворчества детей |
После 7 лет | Совершенствование грамматического строя речи детей. |
Обследование грамматического строя проводится по трем направлениям: синтаксис, словообразование и словоизменение.
В процессе детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи — задания на их понимание.
В процессе обследования материал структурируют не только по его относительной сложности, но и в соответствии с грамматической моделью.
Для экономии сил и времени рекомендуется начать с обследования уровня сформированности синтаксических навыков ребенка.
Обследуется употребление и понимание.
Синтаксис: употребление и понимание; составление предложений.
Словообразование: употребление и понимание; называние (по аналогии, по представлению, с опорой на предметные картинки).
Словоизменение: употребление и понимание; называние слова в нужной грамматической форме.
Обследование употребления грамматических моделей словоизменения
4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания, быстрый темп выполнения;
3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания, темп выполнения несколько снижен;
2 балла – многочисленные ошибки при употреблении существительных женского рода, медленный темп выполнения, внутрипадежные замены окончаний;
1 балл – многочисленные ошибки при употреблении существительных мужского и женского рода, медленный темп выполнения, внутрипадежные замены окончаний;
0 баллов – неправильное выполнение, межпадежные замены или отказ от выполнения диагностического задания.
Обследование понимания грамматических форм словоизменения
4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания, быстрый темп выполнения;
3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания, темп выполнения несколько снижен;
2 балла – многочисленные ошибки в распределении картинок женского рода, низкий темп выполнения;
1 балл – многочисленные ошибки в распределении картинок как женского рода, так и мужского;
0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.
Обследование употребления грамматических моделей словообразования
3 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания;
2 балла – единичные ошибки при образовании относительных прилагательных;
1 балла – многочисленные ошибки при образовании относительных прилагательных (искажения производящих основ, замены и/или пропуск суффиксов), требуется помощь логопеда;
0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.
Обследование понимания грамматических форм словообразования
4 балла – правильное и самостоятельное выполнение диагностического задания;
3 балла – единичные ошибки при выполнении диагностического задания;
2 балла – многочисленные ошибки, медленный темп выполнения;
0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.
Обследование употребления структуры предложения
4 балла – правильное и самостоятельное составление всех предложений;
3 балла – воспитанник в единичных предложениях заменяет слова, однако смысл предложений не меняется;
2 балла – воспитанник составляет предложения из слов, данных в правильной последовательности, однако при составлении предложений из слов данных в беспорядке пропускает, заменяет слова, отмечаются смысловые и/или грамматические ошибки, нарушения порядка слов в предложениях;
1 балла – при составлении предложений как из слов данных в беспорядке, так и из слов, данных в правильной последовательности отмечаются пропуски и замены слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушения порядка слов в предложении;
0 баллов – воспитанник не может составить предложения или отказывается от выполнения диагностического задания.
Обследование употребления структуры предложения
3 балла – правильное, самостоятельное, быстрое и точное выполнение диагностического задания;
2 балла – воспитанник выполняет диагностическое задание правильно, однако долго думает;
1 балла – воспитанник выполняет диагностическое задание неправильно, однако после повторного предъявления задания самостоятельно исправляет ошибку;
0 баллов – неправильное выполнение или отказ от выполнения диагностического задания.
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246