Интонационная сторона речи

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез интонационной стороны речи, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Интонационная сторона речи – совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. (Фомичева М.Ф.)
Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. (Фомичева М.Ф.)
Темп речи – скорость произнесения речи. (Фомичева М.Ф.)

Онтогенез интонационной стороны речи

Возраст ребенкаХарактеристика интонационной стороны речи
Первый крик новорожденногоПрисутствуют голосовая составляющая, шумы.
Недифференцирован, индивидуален. Является сигналом о неблагополучии.
Появляются крики «голода», «боли», «лишения».
3-я нед.Крик «одиночества». Средством различения криков служат компоненты интонации – изменения мелодики, громкость, модуляция.
3- 4 мес.Младенец реагирует на интонацию взрослого, старается повторить её, активно усваивает типы интонации. Общение со взрослыми посредством интонации и мимики.
6. мес.Появление лепета. Освоение ритмической структуры речи. Слушает свою речь, речь взрослых, пытается подражать. Интонация удовольствия, интонация радости.
7-8 мес.Появление интонации просьбы.
8-11 мес. - 1г.Формируется понимание речи. Семантическую нагрузку получают не фонемы, а интонация, ритм, затем общий контур слова. Общение – с помощью эмоциональной интонации. Какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Ребенок отличает по признакам голоса «своих» и «чужих».
2-й г. жизниВ период однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.) ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования. В это же время появляются разновидности восклицательной интонации. Усвоение вопросительной интонации. С 1-го г. 11 мес. ребенок усваивает фразовое ударение. К 2-м г. – интонация перечисления. Интонация опережает вербальные средства (лексику и синтаксис).
2-3 г.В основном в общении ребенок-взрослый присутствует интонация повествования и восклицания.
4-й г.В ситуации ребенок-ребенок мотив высказывания носит в значительной степени эгоцентрический характер: сообщение информации, редко побуждение к действию.
5 летИнтонационные возможности детей соответствуют взрослым.
7-8 л.Структура мотивов высказываний приближается к взрослой: сообщение, отношение к сообщению, вопрос, побуждение к действию.

Онтогенез темпа речи

ВозрастХарактеристика темпа речи
От 2 до 3,5 летНаблюдается неустойчивость темпоральных характеристик речи
от 2 до 4 летХарактерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых.
М. Зееман связывает это с трудностями, которые испытывают дети при овладении звуками речи, и называет это явление «физиологической брадилалией».
Н.Ю. Вахтина и М.В. Гордина отмечают, что в этом возрасте дети еще не способны связывать темп речи с коммуникативным типом высказывания.
4 годаТенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом, но она носит непостоянный характер
5 летИнтонационные возможности детей соответствуют взрослым

Онтогенез ритма речи

ВозрастХарактеристика ритма речи
1-ый год жизниЧрезвычайно восприимчивы к ритму звучащей речи
После 3-4 месяцевЗвуки, произносимые малышом, становятся разнообразнее. Эти изменения происходят на фоне того, что ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, в первую очередь ее интонационной и ритмической стороне.
6-12 месяцевУсвоение ритма речи
6 месяцевПоявление лепета. Освоение ритмической структуры речи. Наблюдается ритмическая повторность. М.М. Кольцова отмечает, что ритмическое взмахивание руками сочетается у ребенка с вскрикиванием какого-либо звука в ритме этих движений. Ритм получает начимую семантическую функцию, а также возрастает ритмическая организованность самостоятельных высказываний ребенка.
5 летИнтонационные возможности детей соответствуют взрослым
6-7 летРебенок может оценивать чувство собственного ритма. Для этого не должно быть патологий слуха, так как здесь важен высокий уровень сформированности слуховых дифференциаций.

Структура обследования

  • Интонация. В зависимости от онтогенеза мы проверяем:
  • В 1 год. Интонация удовольствия и интонация радости, интонация просьбы.
  • В 2 года. Добавляется вопросительная интонация, интонация перечисления.
  • В 5 лет. Интонационные возможности сформированы.
  • Мы проверяем восприятие интонации, воспроизведение интонации.
  • Темп речи.
  • С 5 лет можно проверять темп речи. До 4 лет отмечается неустойчивость темпоральных характеристик речи.
  • Мы проверяем восприятие темпа речи и воспроизведение темпа речи (отраженно и самостоятельно).
  • Ритм речи. Мы проверяем восприятие ритма и воспроизведение ритма. С 5 лет можно проверять ритм речи.

Интонационные возможности детей соответствуют взрослым в 5 лет.

Критерии оценки

  • Темп речи
    Умение/неумение управлять темпом речи
    Замедление/ускорение/незначительное изменение темпа
  • Ритм речи
    Правильность
    Самостоятельность
    Темп выполнения
  • Интонация
    Правильность
    Самостоятельность
    Отсутствие/наличие выполнения

Примеры диагностических заданий

Обследование темпа речи

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
  • Цель: обследование умения самостоятельного управления темпом речи.
  • Оборудование: картинный материал (картинки-символы) – черепаха, заяц, еж. 
  • Лингвистический материал: знакомое стихотворение для ребенка, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.
  • Описание: логопед раскладывает перед воспитанником картинки. Объясняет, что черепаха ползет медленно и говорит медленно, заяц бежит быстро и говорит очень быстро, ёж идет спокойно и говорит спокойно. Далее педагог просит, чтобы ребенок, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», изменял темп своей речи при предъявлении логопедом картинки-символа.
  • Инструкция: «Что ты видишь? (черепаху, зайца и ежа). Черепаха ползет медленно и говорит медленно, заяц бежит быстро и говорит очень быстро, ёж идет спокойно и говорит спокойно. Сейчас ты мне расскажешь стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», а я буду показывать картинки. Если увидишь рисунок черепахи – говори медленно, если зайца – быстро, если ежа – говори спокойно.»
  • Критерии оценки:

3 балла – воспитанник изменяет темп речи, согласно диагностическому заданию.

2 балла – темп изменяется незначительно;

1 балл – отмечается замедление или ускорение темпа;

0 баллов – воспитанник не может изменить темп, темпом не управляет.

Обследование ритма речи

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
  • Цель: обследование умения определять количество акцентированных ударов путем показа карточки с зарисованными на ней соответствующими ритмическими структурами.
  • Оборудование: картинный материал (карточки с графическим изображением ритмических структур: большой и маленький молоток, где большой молоток – громкий удар, маленький молоток – тихий удар). 
  • Описание: логопед раскладывает перед ребенком карточки. Воспитаннику объясняется, что на карточках большой молоток обозначает громкий удар, маленький молоток – тихий удар. Просят послушать и показать карточку с зарисованными на ней соответствующими ритмическими структурами.
  • Инструкция: «Посмотри на карточки. Что ты видишь? (большие и маленькие молотки). Как стучит большой молоток? (громко) Как стучит маленький молоток? (тихо). Я озвучу карточку. Ты послушай, сколько будет ударов и каких: тихих или громких. Покажи карточку, которую я озвучила.»
  • Критерии оценки:

4 балла – умеет определять количество акцентированных ударов, диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла – диагностическое задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – умеет определять количество трех акцентированных ударов, диагностическое задание выполняется с ошибками, однако ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл – умеет определять количество только двух акцентированных ударов, для выполнения диагностического задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов – не умеет определять количество акцентированных ударов, диагностическое задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Обследование воспроизведения интонации

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
  • Цель: обследование самостоятельного воспроизведения интонаций, отражающих эмоциональное состояние.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: Снег идет. Мы пойдем гулять. Наступила весна.
  • Описание: логопед предлагает воспитаннику последовательно фразы и просит произнести их с разной интонацией (удивленно, радостно, грустно).
  • Инструкция: «Произнеси фразу «Снег идет» удивленно. Теперь радостно.  Грустно.»
  • Критерии оценки:

3 балла – диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно, воспитанник воспроизводит все предложенные виды интонаций.

2 балла – низкий темп выполнения, воспитанник затрудняется в одном виде интонации, ошибки исправляются самостоятельно без помощи логопеда.

1 балл – низкий темп выполнения, из предложенных видов интонации выражает только радость, требуется помощь логопеда.

0 баллов – диагностическое задание не выполняется или выполняется неправильно.

Обследование восприятия интонации

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
  • Цель: обследование возможностей ребенка различать интонации, отражающие эмоциональное состояние.
  • Оборудование: картинный материал (веселый, грустный и удивленный смайлики). 
  • Лингвистический материал: На улице пошел дождь. Скоро зима. Сегодня очень жарко. Мы скоро уедем. Листья пожелтели.
  • Описание: педагог выкладывает перед ребенком 3 смайлика: веселый, грустный, удивленный. Логопед объясняет воспитаннику значение каждого смайлика: «Каждый смайлик означает разную интонацию. Грустный (показ) - грустную. Радостный (показ) – радостную. Удивленный (показ) - удивленную». Затем последовательно произносит каждую фразу по 3 раза (удивленно, радостно и грустно). После произнесения каждой из них, педагог просит воспитанника определить, с какой интонацией фраза была произнесена, показав соответствующий смайлик.
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри смайлики. Каждый смайлик означает разную интонацию. Грустный (показ) - грустную, печальную. Веселый (показ) - веселую, радостную. Удивленный (показ) - удивленную. Я произнесу фразы. Ты внимательно послушай, определи, с какой интонацией я ее произнесла и покажи на соответствующий смайлик».
  • Критерии оценки:

3 балла – диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно, воспитанник различил все предложенные виды интонаций и правильно показал на соответствующий картинный материал.

2 балла – низкий темп выполнения, воспитанник затрудняется в одном виде интонации, ошибки исправляются самостоятельно без помощи логопеда.

1 балл – низкий темп выполнения, из предложенных видов интонации выделяет только одну, требуется помощь логопеда.

0 баллов – диагностическое задание не выполняется или выполняется неправильно.