В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез интонационной стороны речи, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.
Интонационная сторона речи – совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. (Фомичева М.Ф.)
Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. (Фомичева М.Ф.)
Темп речи – скорость произнесения речи. (Фомичева М.Ф.)
Возраст ребенка | Характеристика интонационной стороны речи |
Первый крик новорожденного | Присутствуют голосовая составляющая, шумы. Недифференцирован, индивидуален. Является сигналом о неблагополучии. Появляются крики «голода», «боли», «лишения». |
3-я нед. | Крик «одиночества». Средством различения криков служат компоненты интонации – изменения мелодики, громкость, модуляция. |
3- 4 мес. | Младенец реагирует на интонацию взрослого, старается повторить её, активно усваивает типы интонации. Общение со взрослыми посредством интонации и мимики. |
6. мес. | Появление лепета. Освоение ритмической структуры речи. Слушает свою речь, речь взрослых, пытается подражать. Интонация удовольствия, интонация радости. |
7-8 мес. | Появление интонации просьбы. |
8-11 мес. - 1г. | Формируется понимание речи. Семантическую нагрузку получают не фонемы, а интонация, ритм, затем общий контур слова. Общение – с помощью эмоциональной интонации. Какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Ребенок отличает по признакам голоса «своих» и «чужих». |
2-й г. жизни | В период однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.) ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования. В это же время появляются разновидности восклицательной интонации. Усвоение вопросительной интонации. С 1-го г. 11 мес. ребенок усваивает фразовое ударение. К 2-м г. – интонация перечисления. Интонация опережает вербальные средства (лексику и синтаксис). |
2-3 г. | В основном в общении ребенок-взрослый присутствует интонация повествования и восклицания. |
4-й г. | В ситуации ребенок-ребенок мотив высказывания носит в значительной степени эгоцентрический характер: сообщение информации, редко побуждение к действию. |
5 лет | Интонационные возможности детей соответствуют взрослым. |
7-8 л. | Структура мотивов высказываний приближается к взрослой: сообщение, отношение к сообщению, вопрос, побуждение к действию. |
Возраст | Характеристика темпа речи |
От 2 до 3,5 лет | Наблюдается неустойчивость темпоральных характеристик речи |
от 2 до 4 лет | Характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых. М. Зееман связывает это с трудностями, которые испытывают дети при овладении звуками речи, и называет это явление «физиологической брадилалией». Н.Ю. Вахтина и М.В. Гордина отмечают, что в этом возрасте дети еще не способны связывать темп речи с коммуникативным типом высказывания. |
4 года | Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом, но она носит непостоянный характер |
5 лет | Интонационные возможности детей соответствуют взрослым |
Возраст | Характеристика ритма речи |
1-ый год жизни | Чрезвычайно восприимчивы к ритму звучащей речи |
После 3-4 месяцев | Звуки, произносимые малышом, становятся разнообразнее. Эти изменения происходят на фоне того, что ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, в первую очередь ее интонационной и ритмической стороне. |
6-12 месяцев | Усвоение ритма речи |
6 месяцев | Появление лепета. Освоение ритмической структуры речи. Наблюдается ритмическая повторность. М.М. Кольцова отмечает, что ритмическое взмахивание руками сочетается у ребенка с вскрикиванием какого-либо звука в ритме этих движений. Ритм получает начимую семантическую функцию, а также возрастает ритмическая организованность самостоятельных высказываний ребенка. |
5 лет | Интонационные возможности детей соответствуют взрослым |
6-7 лет | Ребенок может оценивать чувство собственного ритма. Для этого не должно быть патологий слуха, так как здесь важен высокий уровень сформированности слуховых дифференциаций. |
Интонационные возможности детей соответствуют взрослым в 5 лет.
Обследование темпа речи
3 балла – воспитанник изменяет темп речи, согласно диагностическому заданию.
2 балла – темп изменяется незначительно;
1 балл – отмечается замедление или ускорение темпа;
0 баллов – воспитанник не может изменить темп, темпом не управляет.
Обследование ритма речи
4 балла – умеет определять количество акцентированных ударов, диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла – диагностическое задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – умеет определять количество трех акцентированных ударов, диагностическое задание выполняется с ошибками, однако ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл – умеет определять количество только двух акцентированных ударов, для выполнения диагностического задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов – не умеет определять количество акцентированных ударов, диагностическое задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.
Обследование воспроизведения интонации
3 балла – диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно, воспитанник воспроизводит все предложенные виды интонаций.
2 балла – низкий темп выполнения, воспитанник затрудняется в одном виде интонации, ошибки исправляются самостоятельно без помощи логопеда.
1 балл – низкий темп выполнения, из предложенных видов интонации выражает только радость, требуется помощь логопеда.
0 баллов – диагностическое задание не выполняется или выполняется неправильно.
Обследование восприятия интонации
3 балла – диагностическое задание выполняется правильно и самостоятельно, воспитанник различил все предложенные виды интонаций и правильно показал на соответствующий картинный материал.
2 балла – низкий темп выполнения, воспитанник затрудняется в одном виде интонации, ошибки исправляются самостоятельно без помощи логопеда.
1 балл – низкий темп выполнения, из предложенных видов интонации выделяет только одну, требуется помощь логопеда.
0 баллов – диагностическое задание не выполняется или выполняется неправильно.
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246