Слоговая структура слова

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез слоговой структуры, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Слоговая структура слова – чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности (А.К. Маркова).

Онтогенез интонационной стороны речи

ВозрастСлоговая структура слова
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
1 год 8 мес – 1 год 10 мес.Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
1 год 10 мес. – 2 годаВ трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
2 года – 2 года 6 мес.В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
2 года 6 мес. — 3 годаСлоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Структура обследования

В зависимости от онтогенеза мы проверяем:

В 2 года. Воспроизведение 1 ударного слога, 2 одинаковых ударных слога, двусложные слова.

В 2,5 года. Добавляется в трехсложных словах.

В 3 года. В знакомых словах слоговая структура полностью сформирована и не должна нарушаться.

В 4 –5 лет. В различных типах слогов.

После 5 лет. Можно предлагать повторять предложения.

Приемы обследования

  • отраженное проговаривание, 
  • называние предметных картинок,
  • ответы на вопросы, 
  • составление предложений по сюжетным картинкам.

Критерии оценки

  • Темп выполнения
  • Наличие/отсутствие нарушения слоговой структуры
  • Номер попытки – с какой попытки получилось правильно?
  • Количественный
  • Отмечается ли нарушение ритмической структуры
  • Нарушение слов какой слоговой структуры

Примеры диагностических заданий

Обследование слоговой структуры в изолированных словах

  • Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  • Цель: обследование воспроизведения двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (слов 6 типа по А.К. Марковой).
  • Оборудование: картинный материал (предметные картинки). 
  • Лингвистический материал: медведь, поднос, кактус, индюк, капкан, магнит, компас (подбор слов в зависимости от онтогенеза звукопроизношения).
  • Описание: логопед по очереди предлагает воспитаннику картинки и просит их назвать.
  • Инструкция: «Назови картинки».
  • Критерии оценки:

4 балла – верно воспроизводит слоговую структуру.

3 балла – воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла – произносит скандированно, со второй попытки.

1 балл – большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру.

0 баллов – некоторые слова отказывается повторять и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звуконаполняемости.

Обследование слоговой структуры в составе предложения

  • Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  • Цель: обследование воспроизведения двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных в предложениях (слов 6 типа по А.К. Марковой).
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: Кактус не пахнет. Умный дельфин уплыл. Антон пойдет на балкон. Поставь компот на балкон. Бедный зайка мокнет под дождем. Максим отнес мягкий бублик на кухню.
  • Описание: логопед последовательно произносит предложения и просит воспитанника повторить их.
  • Инструкция: «Я буду произносить предложения. Ты внимательно слушай и повторяй за мной».
  • Критерии оценки:

4 балла – верно произносит все предложения.

3 балла – замедленное, скандированное, послоговое воспроведение слоговой структуры слов в предложении.

2 балла – искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения.

1 балл – искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух- трехкратного повторения.

0 баллов – во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответа.