Словарный запас

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез словарного запаса, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.)
Активный словарный запас - это те слова, которые человек использует в своей речи.
Пассивный словарный запас - это те слова, которые человек понимает.

Онтогенез интонационной стороны речи

Возрастные периодыХарактеристика словаря
Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 летПредметная лексика, обозначающая окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набор глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия.
Средний дошкольный возраст— от 4 до 5 летУвеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщенным и абстрактным значением, с переносным значением.
Старший дошкольный возраст — от 5 до 7 летУсвоение лексики с обобщенным и переносным значением, элементарной математической и лингвистической терминологии.

Структура обследования

  • Обследуется сначала активный словарь, затем пассивный.
  • Обследование имеет усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений воспитанников.
  • В обследовании пассивного словаря выделяют: состояние номинативного, предикативного, атрибутивного словаря и служебных частей речи.
  • В обследовании активного словаря выделяют: состояние номинативного, предикативного, атрибутивного словаря и служебных частей речи.
  • Обследуется структурная организация словаря (изучение связей);
  • Структура обследования зависит от возраста: необходимы знания онтогенеза лексической системы: понимание механизмов поэтапного формирования словесного значения от ситуативного, привязанного к денотату, через «сверхгенерализацию» к формированию понятийной составляющей значения.

Отбор лингвистического материала

  • Лингвистический материал должен быть в соответствии с возрастом (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит);
  • С учетом индивидуальных особенностей (девочек просят описать куклу, а мальчиков – мяч);
  • Учет влияния на речевые показатели экстралингвистических факторов: характера социального окружения (словарь родителей), особенностей места проживания (территориального фактора: места жительства ребенка: город, село).

Критерии оценки

  • Скорость актуализации слова.
  • Точность употребления слов (точность употребления лексического значения).
  • Правильность называния объекта, действия или качества предмета.
  • Количество правильных, неверных показов и отказов.
  • Замены одного названия другим на основе смыслового или звукового сходства.
  • Какие части речи используются и как часто.
  • Соответствие возрастной норме.
  • Самостоятельность выполнения.
  • Контекстуальное значение.
  • Соотношение активного и пассивного словаря.

Примеры диагностических заданий

Обследование импрессивного словаря 

  • Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  • Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
  • Оборудование: картинный материал, на котором изображены знакомые ребенку предметы: шапка, варежки, чайник, ножницы, зонт, дом, машина. 
  • Лингвистический материал: шапка, варежки, чайник, ножницы, зонт, дом, машина.
  • Описание: логопед перед ребенком раскладывают картинки в хаотичной последовательности. Педагог просит ребенка показать на определенную картинку, ориентируясь на словесные инструкции логопеда, в которых указывается функциональное назначение определенного предмета. При этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок.
  • Инструкция: «Я буду говорить функцию предмета. Ты внимательно послушай, подумай и покажи на предмет, чью функцию я описала. Покажи, что люди надевают на голову, если идут на улицу. Покажи, что люди надевают на руки зимой. Покажи, в чем кипятят воду. Покажи, чем режут бумагу. Покажи, что нужно взять на улицу, если идет дождь. Покажи, где живут люди. Покажи, на чем ездят люди.»
  • Критерии оценки:

3 балла – воспитанник быстро и правильно показывает картинку, функциональное назначение которой описал логопед;

2 балла – у воспитанника отмечается небольшое количество ошибок, низкий темп выполнения;

1 балл – воспитанник долго думает, допускает ошибки;

0 баллов – задание не выполняется или выполняется неправильно.

Обследование экспрессивного словаря 

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Цель: обследование умения называть предмет и действие, которое этот предмет выполняет.
  • Оборудование: картинный материал (картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, зайца, бабочки, червяка). 
  • Лингвистический материал: рыба, птица, лошадь, собака, кошка, заяц, бабочка, червяк, плавает, летает, скачет, бегает, крадется/бегает, прыгает, летает, ползает.
  • Описание: логопед поочередно показывает обучающемуся картинки и задает вопросы: кто это? (показ картинки) Как передвигается рыба/птица…?) Если воспитанник назвал не тот глагол, который предполагает обследование, педагог задает наводящий вопрос: “А как еще может передвигаться рыба/птица/...”
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и ответь на вопросы. Кто это? (рыба, птица, …) Как передвигается рыба/птица/…?»
  • Критерии оценки:

3 балла – воспитанник быстро, точно и правильно называет все предметы и действия, которые выполняют эти предметы;

2 балла – низкий темп выполнения, отмечается небольшое количество ошибок;

1 балл – воспитанник долго думает, допускает ошибки, отмечаются замены одного названия/действия другим на основе смыслового или звукового сходства;

0 баллов – задание не выполняется или выполняется неправильно.