Связная речь

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез связной речи, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Связная речь – совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое (В.П. Глухов).
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения (А.М. Бородич).
Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события (А.М. Бородич).
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства (А.М. Бородич).
Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления (А.М. Бородич).
Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается (Алексеева М.М., Яшина В.И.)
Контекстная речь – это связная речь, которая сама себе контекст; она должна быть понятна вне зависимости от той ситуации, когда имеет место данный речевой акт. (Фрумкина Р.М.)
Репродуктивная речь – устный или письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.
Продуктивная речь – Устная или письменная речь в тех случаях, когда учащийся не просто воспроизводит заученные речевые образцы, а конструирует собственные высказывания в соответствии с содержанием мысли, коммуникативными намерениями.
Глубинный смысл текста - в лингвистике текста: обобщение поверхностных смыслов речевого произведения, основанное на всех типах текстовой информации (предметно-тематической и модальной, эксплицитной и подтекстной) и понимании отражения авторского замысла. Глубинный смысл текста выводится на основе категориального анализа текста, это интерпретационный конструкт, характеризующийся гипотетичностью и вариативностью.

Онтогенез интонационной стороны речи

Возраст ребенкаХарактеристика интонационной стороны речи
2-3 годаНа третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
4-5 летВ среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия - для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
5-7 лет
Совершенствуется диалогическая речь, активно развивается монологическая речь. Усложняется грамматический строй речи. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.

Структура обследования

С 3 лет обследуем пересказ коротких текстов.
С 4 лет – самостоятельное составление рассказа.

При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка (Ефименкова Л.Н.):

1)   Пересказывать: а) ранее знакомый текст; б) незнакомый текст.

2)   Составлять рассказ: а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа; б) по сюжетной картинке; в) по представлению детей.

Приемы работы

Описательный текст: пересказ и/или ответы на вопросы, составление рассказа на основе личного опыта или описания предмета;

Повествовательный текст: пересказ и/или ответы на вопросы, составление рассказа на основе личного опыта;

Сокращение (компрессия) текста;

Соотнесения текста и картинки или объекта.

Критерии оценки

  • Выполнение/невыполнение,
  • Правильность,
  • Самостоятельность,
  • С какого предъявления,
  • Глубинное/поверхностное понимание текста,
  • Количество правильных ответов на вопросы,
  • Наличие связности и логической последовательности,
  • Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа,
  • Цельность и связность рассказа,
  • Пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента,
  • Наличие помощи,
  • Типы предложений (распространенные, нераспространенные и т.д.),
  • В описательном тексте отражены ли основные свойства предмета,
  • Наличие логико-смысловой организации сообщения.

Примеры диагностических заданий

Обследование навыка пересказа и понимания смысла незнакомого текста

  • Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Цель: обследовать понимание смысла воспринимаемого, небольшого по объему незнакомого литературного текста и умение воспроизводить (пересказать) данный текст.
  • Оборудование: картинный материал (сюжетная картинка).
  • Лингвистический материал: рассказ Льва Толстого "Птица свила гнездо…"
  • Вопросы для обследования понимания поверхностного смысла текста:
    О чем был текст?
    Как можно назвать рассказ? Почему?
    Где птица свила гнездо?
    Кто нашел гнездо птицы?
    Что дети сделали с гнездом?
    Сколько птенцов сидело в гнезде?
    Что произошло наутро?
  • Вопросы для обследования понимания глубинного смысла текста:
    О чем пожалели дети?
    Как себя чувствовала мама-птица?
    Хорошо ли поступили дети?
    Как поступил бы ты?
  • Описание: логопед просит воспитанника внимательно послушать текст. Педагог читает рассказ «Птица свила гнездо». Логопед предлагает воспитаннику сюжетную картинку и просит ее рассмотреть. После прочтения предлагает воспитаннику ответить на вопросы. Затем логопед снова читает текст и просит воспитанника пересказать его.
  • Инструкция: «Внимательно послушай рассказ Л.Н. Толстого. (Педагог читает рассказ) Рассмотри картинку. Ответь, пожалуйста, на вопросы. Внимательно прослушай рассказ еще раз и приготовься его пересказать. (Педагог читает текст) Перескажи мне текст, который ты прослушал»
  • Критерии оценки:

4 балла – воспитанник в ответах на вопросы показывает и поверхностное, и глубинное понимание смысла воспринимаемого текста; правильные, самостоятельные ответы на вопросы, в ответах полностью передается содержание текста; воспитанник предлагает корректное название текста, которое выражает его глубинный смысл; самостоятельный пересказ, в котором полностью передается содержание текста, соблюдается связность и логическая последовательность, имеется смысловая и синтаксическая связь между предложениями, частями рассказа; пересказ выразителен, с использованием невербальных средств.

3 балла – воспитанник в ответах на вопросы показывает поверхностное понимание смысла воспринимаемого текста; самостоятельные ответы на вопросы, в которых отражается примерное содержание текста; воспитанник предлагает корректное название текста, которое выражает его поверхностный смысл; пересказ составлен самостоятельно, содержание текста передается полностью, логическая последовательность соблюдена; пересказ выразителен, с использованием невербальных средств.

2 балла – воспитанник в ответах на вопросы показывает поверхностное понимание смысла воспринимаемого текста, при этом отмечаются неправильные ответы (6 и меньше); название текста представлено в виде перечисления героев; пересказ после стимулирующей помощи, отмечаются нарушение связного воспроизведения текста и единичный пропуск отдельного момента действия; пересказ невыразителен, невербальные средства не используются.

1 балл – воспитанник в ответах на вопросы показывает поверхностное понимание смысла воспринимаемого текста, при этом отмечается более половины неправильных ответов; некорректное название текста; пересказ по наводящим вопросам, либо самостоятельный, однако с пропусками отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложении; пересказ невыразителен, невербальные средства не используются.

0 баллов – в ответах прослеживается отсутствие понимания текста; название текста некорректное или отсутствует; пересказ даже по вопросам не доступен.

Обследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

  • Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  • Цель: обследование умения составления рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Оборудование: картинный материал – серия из 4 сюжетных картинок.
  • Лингвистический материал (примерный рассказ): Мальчик надел теплые вещи, натянул валенки. Затем взял санки и вышел на улицу. Мальчик взобрался на вершину горы, уселся на санки и с радостным визгом покатился вниз. Но у самого подножия горы он споткнулся о бугорок, слетел с санок и упал лицом в снег.
  • Описание: Логопед выкладывает перед ребенком серию сюжетных картинок в беспорядке. Педагог просит воспитанника разложить картинки в нужной последовательности. После того, как ребенок разложил сюжетные картинки (если он смог выполнить предыдущее задание) или после того, как логопед сам предложил правильную последовательность картинок (если воспитанник не смог выполнить предыдущее задание), педагог предлагает внимательно их рассмотреть и составить по ним рассказ. После представленного воспитанником рассказа педагог уточняет: «Изменилось ли настроение мальчика?» А также просит назвать рассказ.
  • Инструкция: «У меня есть картинки. Внимательно их рассмотри. Разложи их так, чтобы получился рассказ. А теперь составь по ним рассказ. Изменилось ли настроение мальчика? Назови свой рассказ»
  • Критерии оценки первой части диагностического задания на выкладывание последовательности серии сюжетных картинок:
    2 балла – картинки разложены правильно, самостоятельно.
    1 балл – раскладывание картинок со стимулирующей помощью или наводящим вопросам.
    0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
  • Критерии оценки второй части диагностического задания на составление рассказа по серии сюжетных картинок:
    2 балла – рассказ цельный, связный; содержание рассказа соответствует сюжетным картинкам, текст составлен самостоятельно, состоит из распространенных предложений, воспитанник отвечает на уточняющие вопросы, называет текст, выражая смысл рассказа.
    1 балл – содержание рассказа соответствует сюжетным картинкам, текст составлен с помощью наводящих вопросов или составлен самостоятельно, однако состоит из простых нераспространенных предложений (констатирует факты), воспитанник на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает, название текста выражается перечислением героев («Мальчик») и т.п./
    0 баллов – диагностическое задание не выполняется или рассказ составлен неправильно, при этом воспитанник на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.

Обследование составления описательного рассказа

  • Возраст: 4 года.
  • Цель: обследование умения составлять описательный рассказ по игрушке.
  • Оборудование: игрушка «котенок» (мягкая игрушка с разными глазами серебристого цвета).
  • Лингвистический материал (примерный рассказ): «Пушистое чудо»

            Котенок Вася серебристой окраски. Его шерсть пушистая, приятная и гладкая на ощупь. Вася упитанный, с большими круглыми медовыми глазками. Глаза котенка разные по размеру: правый глаз больше левого. Это его отличительная особенность. У Васи большой розовый носик, нежные усики-ниточки, торчащие в разные стороны. У него коротенькие передние и задние лапки с нежными бархатистыми подушечками. Котенок одет в уютный стильный свитер.

  • Описание: педагог дает воспитаннику игрушку. Логопед просит ребенка в течение несколько минут внимательно рассмотреть игрушку, а затем составить о ней описательный рассказ. Логопед в случае затруднения или скудного рассказа оказывает стимулирующую помощь: «Что еще можно рассказать?» Если не получается, задает наводящие вопросы.
  • Инструкция: «Внимательно рассмотри игрушку. Кто это? Придумай ему имя. Опиши его. Придумай название своему рассказу»
  • Критерии оценки:

3 балла – описательный рассказ составлен правильно, самостоятельно. Точно отражены основные свойства игрушки. Наличие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. Грамматически верное оформления текста. Вербальные средства языка употребляются верно.

2 балла – описательный рассказ составлен правильно, требуется стимулирующая помощь. С помощью педагога в рассказе отражены основные свойства предмета. Единичные аграмматизмы. Отмечаются отдельные близкие словесные замены.

1 балл - описательный рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Он состоит из ответов на вопросы. Значительное число аграмматизмов. Резкая ограниченность лексикона, неоднократные вербальные замены.

0 баллов – невозможность адекватного описания даже с опорой на наводящие вопросы. Отмечаются многочисленные случаи вербальных парафазий. Задание не выполняется или выполняется неправильно.