В статье представлены дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания, дифференциальная диагностика заикания по степеням тяжести, сравнительная характеристика механизмов возникновения судороги по Л.З. Арутюнян, сравнительная характеристика речевых судорог по типу, локализации, степени тяжести, сравнительная характеристика степеней фиксации на дефекте и типов течения заикания.
Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями |
Время и скорость возникновения | ||
Остро, от 2 до 6 лет | Без видимых внешних причин, в 3-4 года | |
Механизм | ||
Чаще судорога на здоровом детском мозге в результате действия сверхсильного раздражителя. | Чаще судорога на фоне отстающего речевого онтогенеза. | |
Генез | ||
Функциональный (психогенного происхождения). | Органический. | |
Этиология | ||
Производящая причина: острая или хроническая психотравма (чаще испуг). Предрасполагающие причины: соматическая ослабленность, функциональная незрелость ЦНС, асинхронное развитие речи, ускоренный темп речи, особенности воспитания. Отсутствие выраженной патологии внутриутробного развития и родов. | Производящая причина: бурное развитие фразовой речи на фоне отстающего речевого онтогенеза. Предрасполагающие причины: наследственность, действие патологических факторов в разные периоды развития ребенка, соматическая ослабленность, органическое поражение или функциональная незрелость ЦНС, отставание речевого развития, особенности формирования функциональной ассиметрии мозга. Тяжелые токсикозы беременности, угрозы выкидыша, гипоксии плода, асфиксии при родах. | |
Моторное развитие | ||
В норме | Запаздывает: у детей плохая координация движений, моторная неловкость, двигательная расторможенность возбудимость. | |
Сопутствующие речи движения | ||
Часты, их характер изменчив. Непроизвольные, из-за постоянного напряжения в речевых мышцах. | Часты, однообразны, стериотипны. | |
Локализация судорог | ||
Преимущественно дыхательно-вокальные | Преимущественно в артикуляционном аппарате | Различная локализация |
Тип течения заикания | ||
Чаще волнообразный | Чаще стационарный | Чаще волнообразный (зависит от психофизиологического состояния) |
Осознание дефекта и отношение нему | ||
10-12 лет. Часто тотальная логофобия. Образуется порочный круг: судорожные запинки обусловливают сильные эмоциональные реакции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. Желание преодолеть дефект высокое, порой чрезмерное | В 14-16 лет могут возникнуть личностные переживания, но они не столь ярко эмоционально окрашены. Умеренная, ситуативная логофобия. Желание преодолеть дефект резко снижено | Появляется в подростковом возрасте. Тотальная логофобия. Желание преодолеть дефект недостаточно. |
Эмоциональная значимость ситуации | ||
Сильно отражается на проявлении симптомов заикания. Активное внимание к речи усиливает заикание. | Запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении, во время болезни и не зависят от эмоциональной значимости ситуации. Активное внимание к речи облегчает заикание. | Сильно отражается на проявлении симптомов заикания. Активное внимание к речи усиливает заикание. |
Особенности личности и поведения | ||
Повышенная впечатлительность, тревожность, робость, частые колебания настроения, обидчивость, плаксивость. Постепенно у человека развиваются патологические черты характера: мнительность, робость, ипохондрия, неуверенность. | Повышенная утомляемость, истощаемость при физической и интеллектуальной нагрузке, неустойчивое внимание, слабая мнестическая деятельность, снижена познавательная активность. Проблемы с волевыми процессами, поведением. | Различны |
Речевое развитие | ||
Раннее: первые слова появляются к 10 мес., фраза – к 1.5 годам. Быстро появляется развернутая фраза, растет словарный запас. | Отстает: первые слова появляются к 1,5 годам, элементарная фраза – к 3 годам, развернутая – к 3,5-4 годам, медленное накопление словаря. | |
Речевая активность | ||
Резко снижена | Как правило повышена | Высокая до появления невротических наслоений, затем падает. |
Произносительная сторона речи | ||
Соответствует или незначительно отстает от возрастной нормы | Нарушена (часто дислалия, дизартрия) | Различна |
Лексико-грамматический строй речи, связная речь | ||
Формируются рано | Позднее и неполное освоение | |
Состояние голосовой функции | ||
Различное, чаще приближено к норме | Голос монотонный, глуховатый |
У дошкольников и младших школьников | У подростков и взрослых |
Легкая степень тяжести | |
Тяжесть заикания = тяжесть судороги. Легкая: редкая, менее 1,5 сек. | Проявляется только при спонтанной и монологической речи. |
Средняя степень тяжести | |
Тяжесть заикания = тяжесть судороги. Средняя: не частая, менее 12 сек. | Средняя выраженность симптомов. |
Тяжелая степень тяжести | |
Тяжесть заикания = тяжесть судороги. Тяжелая: частая, более 12 сек. | Хотя бы одна из групп симптомов (моторные или психологические) выражена ярко. |
Судорога на здоровом детском мозге в результате действия сверхсильного раздражителя | Судорога на мозге с билатеральным представительством | Судорога на фоне отстающего речевого онтогенеза |
Скорость возникновения | ||
Возникает резко | Возникает постепенно | Возникает постепенно во время интенсивного развития фразовой речи |
Механизм возникновения | ||
Расстраивается процесс обработки и передачи речевых сигналов обратной связи из-за резкого изменения функционального состояния. | Обработка последовательно поступающих речевых сигналов в некоторых случаях производится правым полушарием, которое гештальтно обрабатывает поступающую информацию и не может ее обработать посегментно. В результате передача сигналов обратной связи запаздывает, и возникают запинки в речи. | Обработка сигналов обратной связи работает медленно, а количество поступающей речевой информации резко увеличивается, что неизбежно приводит к сбоям в речевой деятельности |
Клонические судороги | Тонические судороги | Клоно-тонические судороги | Тоно-клонические судороги |
Особенности судороги | |||
Многократный спазм речевых мышц | Насильственное резкое повышение тонуса речевых мышц | Смешанная. Многократный спазм речевых мышц преобладает. | Смешанная. Насильственное резкое повышение тонуса речевых мышц преобладает. |
Проявления в речи | |||
Проявляется повторами | Проявляется невозможностью начать речь или длительным пролонгированием звука или слога | Проявления клонической судороги преобладают над проявлениями тонической | Проявления тонической судороги преобладают над проявлениями клонической |
Дыхательные судороги | Вокальные судороги | Артикуляторные судороги | Смешанные судороги |
Инспираторная – на вдохе, Экспираторная – на выдохе, Респираторная – на вдохе и выдохе | При произнесении гласных и соноров | Губная – судорога губ, язычная, судорога мягкого неба | Сочетание судорог различной локализации |
Легкие | Средние | Тяжелые |
Частота возникновения | ||
Редкая | Нечастая | Частая |
Длительность судороги | ||
менее 1,5 сек. | до 12 сек. | более 12 сек. |
Нулевая степень болезненной фиксации | Умеренная степень болезненной фиксации | Выраженная степень болезненной фиксации |
При какой форме заикания и у кого наблюдается | ||
У дошкольников и умственно отсталых. У школьников и взрослых редко при норме интеллекта | Часто встречается у лиц с неврозоподобным заиканием. Иногда у лиц с невротическим заиканием. Встречается у взрослых, школьников, очень редко у дошкольников. | Часто встречается у лиц с невротическим заиканием и лиц с неврозоподобным заиканием с невротическими наслоениями. Встречается у взрослых, школьников, очень редко у дошкольников. |
Социализация | ||
Заикание не мешает социализации, отсутствуют переживания по поводу качества своей речи | Заикание мешает общению лишь в определенных ситуациях, которые человек старается избегать. Ситуативная логофобия и навязчивые мысли | Ограничение контактов, трудности социализации |
Логофобия | ||
Отсутствует | Ситуативная логофобия | Тотальная логофобия |
Навязчивые мысли | ||
Отсутствуют | Редкие навязчивые мысли | Множество навязчивых мыслей |
Регредиентный | Стационарный | Рецидивирующий | Волнообразный | Прогредиентный |
У кого наблюдается | ||||
Наблюдается чаще в детском возрасте, в начале возникновения заикания. | Часто наблюдается при неврозоподобном заикании | При невротическом и неврозоподобном заикании. Рецидив может наступить через некоторое время после лечения заикания, при поступлении ребенка в школу. | Часто наблюдается при невротическом заикании | Может наблюдаться при невротическом заикании, иногда при неврозоподобном |
Особенности течения | ||||
Постепенно вся симптоматика заикания исчезает | Стабильное заикание, на протяжении некоторого времени симптомы не меняются по тяжести и клинической картине | Чередование периодов плавной речи с периодами заикания | Периодически речь то улучшается, то ухудшается, но полного исчезновения заиканием не наблюдается | Утяжеление заикания, усиление его симптомов и ухудшение состояния заикающегося |
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246