Дифференциальная диагностика заикания

В статье представлены дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания, дифференциальная диагностика заикания по степеням тяжести, сравнительная характеристика механизмов возникновения судороги по Л.З. Арутюнян, сравнительная характеристика речевых судорог по типу, локализации, степени тяжести, сравнительная характеристика степеней фиксации на дефекте и типов течения заикания.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания

Невротическое заиканиеНеврозоподобное заиканиеНеврозоподобное заикание с невротическими наслоениями
Время и скорость возникновения
Остро, от 2 до 6 летБез видимых внешних причин, в 3-4 года
Механизм
Чаще судорога на здоровом детском мозге в результате действия сверхсильного раздражителя.Чаще судорога на фоне отстающего речевого онтогенеза.
Генез
Функциональный (психогенного происхождения).Органический.
Этиология
Производящая причина: острая или хроническая психотравма (чаще испуг).
Предрасполагающие причины: соматическая ослабленность, функциональная незрелость ЦНС, асинхронное развитие речи, ускоренный темп речи, особенности воспитания. Отсутствие выраженной патологии внутриутробного развития и родов.
Производящая причина: бурное развитие фразовой речи на фоне отстающего речевого онтогенеза.
Предрасполагающие причины: наследственность, действие патологических факторов в разные периоды развития ребенка, соматическая ослабленность, органическое поражение или функциональная незрелость ЦНС, отставание речевого развития, особенности формирования функциональной ассиметрии мозга.
Тяжелые токсикозы беременности, угрозы выкидыша, гипоксии плода, асфиксии при родах.
Моторное развитие
В нормеЗапаздывает: у детей плохая координация движений, моторная неловкость, двигательная расторможенность возбудимость.
Сопутствующие речи движения
Часты, их характер изменчив. Непроизвольные, из-за постоянного напряжения в речевых мышцах.Часты, однообразны, стериотипны.
Локализация судорог
Преимущественно дыхательно-вокальныеПреимущественно в артикуляционном аппаратеРазличная локализация
Тип течения заикания
Чаще волнообразныйЧаще стационарныйЧаще волнообразный (зависит от психофизиологического состояния)
Осознание дефекта и отношение нему
10-12 лет. Часто тотальная логофобия. Образуется порочный круг: судорожные запинки обусловливают сильные эмоциональные реакции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.
Желание преодолеть дефект высокое, порой чрезмерное
В 14-16 лет могут возникнуть личностные переживания, но они не столь ярко эмоционально окрашены. Умеренная, ситуативная логофобия.
Желание преодолеть дефект резко снижено
Появляется в подростковом возрасте. Тотальная логофобия.
Желание преодолеть дефект недостаточно.
Эмоциональная значимость ситуации
Сильно отражается на проявлении симптомов заикания. Активное внимание к речи усиливает заикание.Запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении, во время болезни и не зависят от эмоциональной значимости ситуации. Активное внимание к речи облегчает заикание.Сильно отражается на проявлении симптомов заикания. Активное внимание к речи усиливает заикание.
Особенности личности и поведения
Повышенная впечатлительность, тревожность, робость, частые колебания настроения, обидчивость, плаксивость. Постепенно у человека развиваются патологические черты характера: мнительность, робость, ипохондрия, неуверенность.Повышенная утомляемость, истощаемость при физической и интеллектуальной нагрузке, неустойчивое внимание, слабая мнестическая деятельность, снижена познавательная активность. Проблемы с волевыми процессами, поведением. Различны
Речевое развитие
Раннее: первые слова появляются к 10 мес., фраза – к 1.5 годам. Быстро появляется развернутая фраза, растет словарный запас.Отстает: первые слова появляются к 1,5 годам, элементарная фраза – к 3 годам, развернутая – к 3,5-4 годам, медленное накопление словаря.
Речевая активность
Резко сниженаКак правило повышенаВысокая до появления невротических наслоений, затем падает.
Произносительная сторона речи
Соответствует или незначительно отстает от возрастной нормыНарушена (часто дислалия, дизартрия)Различна
Лексико-грамматический строй речи, связная речь
Формируются раноПозднее и неполное освоение
Состояние голосовой функции
Различное, чаще приближено к нормеГолос монотонный, глуховатый

Сравнительная характеристика степени тяжести заикания

У дошкольников и младших школьниковУ подростков и взрослых
Легкая степень тяжести
Тяжесть заикания = тяжесть судороги.
Легкая: редкая, менее 1,5 сек.
Проявляется только при спонтанной и монологической речи.
Средняя степень тяжести
Тяжесть заикания = тяжесть судороги.
Средняя: не частая, менее 12 сек.
Средняя выраженность симптомов.
Тяжелая степень тяжести
Тяжесть заикания = тяжесть судороги.
Тяжелая: частая, более 12 сек.
Хотя бы одна из групп симптомов (моторные или психологические) выражена ярко.

Сравнительная характеристика механизмов возникновения судороги по Л.З. Арутюнян

Судорога на здоровом детском мозге в результате действия сверхсильного раздражителяСудорога на мозге с билатеральным представительствомСудорога на фоне отстающего речевого онтогенеза
Скорость возникновения
Возникает резкоВозникает постепенноВозникает постепенно во время интенсивного развития фразовой речи
Механизм возникновения
Расстраивается процесс обработки и передачи речевых сигналов обратной связи из-за резкого изменения функционального состояния.Обработка последовательно поступающих речевых сигналов в некоторых случаях производится правым полушарием, которое гештальтно обрабатывает поступающую информацию и не может ее обработать посегментно.  В результате передача сигналов обратной связи запаздывает, и возникают запинки в речи.Обработка сигналов обратной связи работает медленно, а количество поступающей речевой информации резко увеличивается, что неизбежно приводит к сбоям в речевой деятельности

Сравнительная характеристика речевых судорог по типу

Клонические судорогиТонические судорогиКлоно-тонические судорогиТоно-клонические судороги
Особенности судороги
Многократный спазм речевых мышцНасильственное резкое повышение тонуса речевых мышцСмешанная. Многократный спазм речевых мышц преобладает.Смешанная. Насильственное резкое повышение тонуса речевых мышц преобладает.
Проявления в речи
Проявляется повторамиПроявляется невозможностью начать речь или длительным пролонгированием звука или слогаПроявления клонической судороги преобладают над проявлениями тоническойПроявления тонической судороги преобладают над проявлениями клонической

Сравнительная характеристика речевых судорог по локализации

Дыхательные судорогиВокальные судорогиАртикуляторные судорогиСмешанные судороги
Инспираторная – на вдохе, Экспираторная – на выдохе, Респираторная – на вдохе и выдохеПри произнесении гласных и соноровГубная – судорога губ, язычная, судорога мягкого небаСочетание судорог различной локализации

Сравнительная характеристика речевых судорог по степени тяжести

ЛегкиеСредниеТяжелые
Частота возникновения
РедкаяНечастаяЧастая
Длительность судороги
менее 1,5 сек.до 12 сек.более 12  сек.

Сравнительная характеристика степеней фиксации на дефекте

Нулевая степень болезненной фиксацииУмеренная степень болезненной фиксацииВыраженная степень болезненной фиксации
При какой форме заикания и у кого наблюдается
У дошкольников и умственно отсталых.
У школьников и взрослых редко при норме интеллекта
Часто встречается у лиц с неврозоподобным заиканием. Иногда у лиц с невротическим заиканием.
Встречается у взрослых, школьников, очень редко у дошкольников.
Часто встречается у лиц с невротическим заиканием и лиц с неврозоподобным заиканием с невротическими наслоениями.
Встречается у взрослых, школьников, очень редко у дошкольников.
Социализация
Заикание не мешает социализации, отсутствуют переживания по поводу качества своей речиЗаикание мешает общению лишь в определенных ситуациях, которые человек старается избегать. Ситуативная логофобия и навязчивые мыслиОграничение контактов, трудности социализации
Логофобия
ОтсутствуетСитуативная логофобияТотальная логофобия
Навязчивые мысли
ОтсутствуютРедкие навязчивые мыслиМножество навязчивых мыслей

Сравнительная характеристика типов течения заикания

РегредиентныйСтационарныйРецидивирующийВолнообразныйПрогредиентный
У кого наблюдается
Наблюдается чаще в детском возрасте, в начале возникновения заикания.Часто наблюдается при неврозоподобном заиканииПри невротическом и неврозоподобном заикании.
Рецидив может наступить через некоторое время после лечения заикания, при поступлении ребенка в школу.
Часто наблюдается при невротическом заиканииМожет наблюдаться при невротическом заикании, иногда при неврозоподобном
Особенности течения
Постепенно вся симптоматика заикания исчезаетСтабильное заикание, на протяжении некоторого времени симптомы не меняются по тяжести и клинической картинеЧередование периодов плавной речи с периодами заиканияПериодически речь то улучшается, то ухудшается, но полного исчезновения заиканием не наблюдаетсяУтяжеление заикания, усиление его симптомов и ухудшение состояния заикающегося