Звукопроизношение

В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез звукопроизношения, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.

Понятийный аппарат

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. (Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. Чупров Л.Ф.)

Онтогенез процесса (по А.Н. Гвоздеву)

ВозрастЗвукопроизношение
ЗвукиСтечения согласных
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.Гласные звуки: [а], [у], [о], [и].
Согласные звуки: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`].
-
1 год 8 мес – 1 год 10 мес.Согласный звук: [в].Стечения согласных появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
1 год 10 мес. – 2 годаСогласные звуки: [н], [т], [д].Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
2 года – 2 года 6 мес.Гласные звуки: [ы], [э].
Согласные звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’].
Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно
2 года 6 мес. — 3 годаСогласные звуки: [с’], [з’].
3 – 4 годаСогласные звуки: [с], [з], [ц].Умение произносить в стечении согласные.
После 4 летПосле 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]).
Появляются шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]).
5 летШипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'].

Структура обследования

Зависит от онтогенеза: когда в норме по онтогенезу ребенок должен освоить звуки, тогда мы их и проверяем.

Этапы: изолированное произнесение, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

Также с разной насыщенностью определенным звуком (определенными звуками) определенной единицы, в разных позициях, в разном фонетическом контексте.

Приемы обследования

Отраженное проговаривание, называние предметных картинок

Критерии оценки

  • Количественный – какое количество звуков нарушается в произношении.
  • Позиционный – в зависимости от места позиции звука в слове.
  • Фонетический контекст. Насыщенность слова звуками / предложения – словами с определенным звуком.
  • В какой единице нарушается звук?
  • На каком лингвистическом материале нарушается звук?
  • Ударность/безударность
  • Характер нарушения (пропуск, замена, смешение, искажение)

Примеры диагностических заданий

Обследование звукопроизношения в словах

  • Возраст: после 4 лет.
  • Цель: обследование возможности произнесения свистящих звуков в словах в начале, середине и конце слова.
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: сани, оса, нос, сено, косить, ось, запад, газон, Зина, изюм, цепь, оценка, отец.
  • Описание: логопед вводит ребенка в игровую ситуацию: просит представить, что они попали в горы, где есть эхо. По необходимости объясняет лексическое значение слова «эхо». Педагог предлагает воспитаннику повторять за ним слова со свистящими звуками в разных позициях «как эхо».
  • Инструкция: «Представь, что мы с тобой попали в горы, а там эхо (эхо).  Эхо – это звук, отраженный от преграды. Если в горах громко произнести слово, то мы его услышим в ответ. Я буду громко и четко произносить слова, а ты, как моё эхо, повторяй его так же громко и четко.
  • Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах вне зависимости от позиции в слове;

3 балла – нарушается произношение звука [ц], остальные звуки сохранны во всех позициях; характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);

2 балла – сохранно произношение звуков [с], [з] в середине и конце слов, звуков [с`], [з`] во всех позициях, характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);

1 балл – сохранно произношение звуков [с`], [з`] в начале слова, характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);

0 баллов – нарушается произношение всех свистящих звуков независимо от места позиции звука в слове.

Обследование звукопроизношения в предложениях

  • Возраст: после 4 лет.
  • Цель: обследование произнесения предложений разной насыщенности звуком [с].
  • Оборудование: не требуется.
  • Лингвистический материал: Саня моет пол. У окна летит оса. Сын моет посуду. У Сани санки едут сами. У Сони маска, у Светы – коляска. У Сони и Сани в салоне сом с усами.
  • Описание: логопед предлагает воспитаннику поочередно повторять за ним предложения со звуком [с].
  • Инструкция: «Я буду произносить предложения. Ты внимательно слушай и повторяй за мной».
  • Критерии оценки:

4 балла – звук [с] произносится верно во всех предложениях;

3 балла – звук [с] произносится верно в предложениях, насыщенных звуком [с] (с 1 по 4-5 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в оставшемся предложении (отсутствие, искажение, замена, смешение);

2 балла – звук [с] произносится верно в предложениях, слабо насыщенных звуком [с] (с 1 по 3 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в остальных предложениях (отсутствие, искажение, замена, смешение);

1 балл – звук произносится верно в предложениях, ненасыщенных звуком [с] (с 1 по 2 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в остальных предложениях (отсутствие, искажение, замена, смешение);

0 баллов – отсутствует, искажается, заменяется, смешивается звук [с] во всех предложениях.