В данной статье предлагаются основные понятия, онтогенез звукопроизношения, структура обследования, методы и приемы обследования, критерии оценки, а также примеры диагностических заданий.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. (Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. Чупров Л.Ф.)
Возраст | Звукопроизношение | |
Звуки | Стечения согласных | |
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. | Гласные звуки: [а], [у], [о], [и]. Согласные звуки: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т’], [д’], [н’], [j`]. | - |
1 год 8 мес – 1 год 10 мес. | Согласный звук: [в]. | Стечения согласных появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк |
1 год 10 мес. – 2 года | Согласные звуки: [н], [т], [д]. | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
2 года – 2 года 6 мес. | Гласные звуки: [ы], [э]. Согласные звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’]. | Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно |
2 года 6 мес. — 3 года | Согласные звуки: [с’], [з’]. | |
3 – 4 года | Согласные звуки: [с], [з], [ц]. | Умение произносить в стечении согласные. |
После 4 лет | После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). Появляются шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]). | |
5 лет | Шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р']. |
Зависит от онтогенеза: когда в норме по онтогенезу ребенок должен освоить звуки, тогда мы их и проверяем.
Этапы: изолированное произнесение, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
Также с разной насыщенностью определенным звуком (определенными звуками) определенной единицы, в разных позициях, в разном фонетическом контексте.
Отраженное проговаривание, называние предметных картинок
Обследование звукопроизношения в словах
4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах вне зависимости от позиции в слове;
3 балла – нарушается произношение звука [ц], остальные звуки сохранны во всех позициях; характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);
2 балла – сохранно произношение звуков [с], [з] в середине и конце слов, звуков [с`], [з`] во всех позициях, характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);
1 балл – сохранно произношение звуков [с`], [з`] в начале слова, характер нарушения произношения свистящих звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение);
0 баллов – нарушается произношение всех свистящих звуков независимо от места позиции звука в слове.
Обследование звукопроизношения в предложениях
4 балла – звук [с] произносится верно во всех предложениях;
3 балла – звук [с] произносится верно в предложениях, насыщенных звуком [с] (с 1 по 4-5 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в оставшемся предложении (отсутствие, искажение, замена, смешение);
2 балла – звук [с] произносится верно в предложениях, слабо насыщенных звуком [с] (с 1 по 3 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в остальных предложениях (отсутствие, искажение, замена, смешение);
1 балл – звук произносится верно в предложениях, ненасыщенных звуком [с] (с 1 по 2 предложение), характер нарушения произношения звука [с] в остальных предложениях (отсутствие, искажение, замена, смешение);
0 баллов – отсутствует, искажается, заменяется, смешивается звук [с] во всех предложениях.
ИП Воронко Татьяна Владимировна
ОГРН 325632700021211, ИНН 631823446246